10:04
"ЖИВЁМ ПО ПРИМЕРУ СТАРШИХ"

В Сонковском районе проживают представители разных национальностей. У них свои обычаи, культура, быт, но всех их объединяет трепетное отношение к семье, к соседям, любовь к сонковской земле. Сегодня я расскажу о семье Илеменевых,   которая приехала в Григорково из Чувашии. Недавно я побывала у них. Супруги радушно пригласили меня в дом. За чашкой ароматного чая мы рассматривали фотографии из семейного архива и вели разговор о традициях чувашского народа.
Илеменевы, приехав в Григорково в 1990 году, устроились в совхоз "Сонковский", руководство хозяйства предоставило им дом на новой улице. Геннадий Васильевич стал работать механизатором, а Валентина Александровна - учителем математики в Вепрёвской восьмилетней школе. Они быстро подружились с местным населением, обзавелись хозяйством, разработали большой огород. С тех пор прошло 24 года... Сейчас Валентина Александровна трудится начальником почтового отделения деревни Григорково, является одним из лучших работников почтовой связи не только в районе, но и в области. А Геннадий Васильевич разносит корреспонденцию по деревням Григорково, Рогово, Болтино, Радованье, Небарово. В январе этого года супруги отметили 25-летие совместной жизни - серебряную свадьбу. Как же всё начиналось?
"Мы оба родились в Яльчикском районе Чувашии, традиции и обычаи у нас одинаковые. Когда парень объявляет о своём намерении жениться, родители, в первую очередь, выясняют, из какого рода невеста, здорова ли, достаточно ли трудолюбива, умна ли. Первым делом - сватовство (хёр сурасни), на котором  родители обговаривают время торжества. Оно может состояться спустя неделю, две недели, месяц. В нашем случае свадьба (туй) была назначена через неделю. Сватать невесту едет нечётное количество человек. Это объясняется тем, что пока ещё жених и невеста не составляют пары. А вот выйти из дома девушки должны в чётном количестве. Родственники со стороны жениха приезжают с гостинцами, заходят в дом. Сваты заводят разговор о покупке: "У вас, говорят, на продажу ярочка есть?". Отец девушки отвечает: "О продаже скота мы ни с кем не говорили". Сват: "Может, ваша дочь знает?". Тут и раскрывается цель прихода гостей. Невеста дарит будущим родственникам подарки, угощает их пивом, а они в ответ кладут в опустошённый ковш несколько монет, чтобы молодые жили в достатке.
Сватать меня приезжали 11 родственников жениха. Я дарила всем подарки: мужчинам - рубашки, женщинам - 4,5 метра атласа на платья. Девушки в чувашских семьях заранее готовят приданое, вышивают полотенца, наволочки, шали, подзоры, скатерти и многое другое. К замужеству у меня накопился целый сундук вышитых вещей. Моя мама каждой дочери - а нас в семье четыре девочки - припасла приданое, подушки, перины из гусиного и утиного пуха.
А теперь  - о самой свадьбе, которую празднуют три дня. В первый день жених в сопровождении своих друзей, родственников - молодых парней (кёру сумёсем, туй ачисем) едет с выкупом за невестой и её приданым. В качестве выкупа даёт подарки, деньги. Невесту сопровождают её подруги (хёр сумёсем) и неженатые парни-родственники (пуса каччисем). Почти вся деревня провожает невесту за околицу.
В дом жениха первым приезжает глава свадьбы (туй пусё). Он сообщает о приезде свадебной процессии. Встречать невесту хлебом-солью выходят родители жениха. От машины до крыльца жених несёт невесту на руках или ведёт по белому домотканому полотну (ковру), чтобы совместная жизнь молодых была такой же длинной и чистой. Молодые встают перед родителями. Им предлагают отведать хлеб. Все внимательно следят за ними: кто больше откусит, тот будет главой в семье, считают в народе. Тем временем подружки невесты едут с приданым домой к жениху, развешивают вышитые вещи невесты напоказ всем гостям. Вышивка говорит о том, что невеста - рукодельница, мастерица.
Молодожёнов в дом заводит посажённый отец, который следит, чтобы никто не проходил между ними. Попросив милости у Бога, молодые занимают за столом почётное место. Затем в дом входят участницы свадьбы (туй арамёсем) с песней, в которой восхваляют невесту. Женщины - самые активные действующие лица на свадьбе. Они наряжаются в яркие национальные атласные платья (кёпе), белые вышитые фартуки (саппун), надевают свадебные украшения, на голову повязывают белый вышитый платок, поют чувашские свадебные песни, частушки, пляшут - одним словом, веселят народ.
Важными героями свадьбы являются музыканты (вайасёсем). Раньше основными музыкальными инструментами были волынка (шапар) и барабан (параппан), сейчас музыканты играют на гармошке или баяне.
Ещё одним элементом свадьбы чувашей, как и многих народов, является танец жениха и невесты, сопровождающийся обсыпанием монетами и зерном. После этого начинается всеобщее веселье до самого утра.
Второй день свадьбы проходит у родственников жениха. Молодые и гости с песнями заходят в каждый дом и угощаются, а третий день - у родственников невесты, таким образом ближе знакомятся с новыми сватами (сёнё хатасемпе).
После свадьбы новобрачные остаются жить в доме родителей мужа. Как правило, в этой семье имеется большое домашнее хозяйство, огород и сноха вместе со всеми выполняет домашнюю работу. У нас очень тесные взаимоотношения с родственниками, мы всё делаем сообща: строим дом, сажаем или выкапываем картофель... У чувашского народа есть прекрасный обычай, сохранившийся до наших дней, - коллективная помощь (ниме), устраиваемая односельчанами при выполнении трудоёмких и хлопотных  работ. В старину чаще всего к ней прибегали при уборке урожая, при пилке и колке дров. А в настоящее время ниме устраивают при возведении фундаментов при строительстве нового дома, бани, хозяйственных построек. Обычно ниме проводится в течение одного-двух дней и обязательно в выходные дни, чтобы в нём могло участвовать как можно больше людей. Работают с раннего утра до позднего вечера, а завершается всё праздничным застольем.
По обычаю, старшим сыновьям строят дома, а младший сын остаётся жить с родителями.
На нашей родине и сейчас пожилые женщины носят белые вышитые платки, фартуки, национальные платья с длинными рукавами и двойной оборкой. Молодёжь, конечно, этого не придерживается, но традиции соблюдает", - рассказывает Валентина Александровна.
Мы поговорили ещё об одном празднике - Акатуе. Это важный национальный праздник чувашского народа, посвящённый окончанию весенне-полевых работ. Акатуй хранит древние традиции, объединяет людей всех возрастов и профессий, приобщая их к творчеству, труду, искусству, спорту. В переводе "ака" означает сев, "туй" - свадьба. Главными персонажами на этой символической свадьбе являются соха и земля, "повенчавшиеся" во время весенней крестьянской страды. Издревле чуваши в этот день собирались для того, чтобы поздравить друг друга с приходом лета, встать в общий хоровод и петь любимые песни. Мужчины устраивали спортивные соревнования: борьбу на поясах (керешу), бег, скачки. В день Акатуя варили пиво, готовили творожную запеканку (чакат) и национальный суп (шурпе). И в настоящее время каждый год после проведения весенне-полевых работ по всей республике проходит Акатуй - праздник песни, труда и спорта. Сначала народные гулянья проходят в сельских поселениях, затем - во всех районных центрах. Заключительным этапом является республиканский Акатуй - в городе Чебоксары.
Во время Акатуя, прежде всего, чествуются передовики сельского хозяйства, хлеборобы, землепашцы, наряду с ними - лучшие семьи, достойные люди. Выступают коллективы художественной самодеятельности, сводный хор работников культуры, проводятся спортивные соревнования, организуется широкая торговля промышленными и продовольственными товарами. Устраивается парад сельских поселений: сельские дворики представляют выставки изделий народных умельцев, мастеров декоративно-прикладного искусства, национальных блюд. Акатуй всегда проходит ярко, весело, интересно.
Мы долго беседовали на чувашском языке, ведь мы - родственники, и пришли к выводу, что Григорково стало для нас второй родиной.
Илеменевы - трудолюбивые, старательные хозяева. Геннадий Васильевич - мастер на все руки. Один построил двор для домашних животных, баню, выкопал колодец - обустраивает свой быт. В своём подворье они держат телят, поросёнка, куриц, обрабатывают большой огород. А у Валентины Александровны есть любимое увлечение - цветы. "Бывает, так устанешь за день, а выходишь в огород и забываешь обо всём. Душой отдыхаешь, любуясь цветочным великолепием", - говорит она.
"Дочь Мария учится в 10 классе. Маша знает все наши обычаи, по-чувашски не говорит, но понимает. Она любит бывать в Чувашии, где живут бабушки, дяди, тёти, двоюродные братья и сёстры. Очень нравятся ей бабушкины пышные блины (капартма), которые пекутся из дрожжевого теста на углях в русской печке, - продолжает разговор В.А.Илеменева. - Главными национальными блюдами у чувашей являются шурпе, хуплу и шарттан. Шурпе - популярное мясное блюдо. Мясной бульон для него варят при забое скота из субпродуктов - головы, ног, внутренностей. Хуплу - это круглый праздничный пирог с картофелем, свининой и луком. Шарттан готовят из баранины. Желудок зарезанного животного тщательно промывается и начиняется нарезанной бараниной без костей, зашивается суровыми нитками, после чего он по внешнему виду напоминает каравай хлеба. Шарттан кладут на сковороду и ставят в печь, где его держат в течение 3-4 дней. На сковороду в первые два дня стекает жидкость, её сливают и можно есть, макая хлеб. Готовый шарттан хранят в прохладном месте. Эти блюда являются любимым кушаньем чувашей, по традиции их отведать созывают гостей. К нам часто приезжают родственники. К их приезду мы печём пироги с капустой, картошкой, готовим национальные блюда, поём народные песни на родном языке".
Судя по благоустроенному дому, хозяйственным постройкам, ухоженности приусадебного участка, семья Илеменевых основательно прижилась в деревне Григорково. "Полюбились нам эти места, и люди нас окружают отзывчивые, доброжелательные, - признались супруги и пожелали, - пурне те ырлах-сывлах, телей!", что в переводе с чувашского означает: здоровья всем, счастья и всего самого доброго!


                                                 Елена КАНТЕЕВА

 

Категория: Люди земли сонковской | Просмотров: 1629 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close