08:53
СВЕТИТЬ И СОГРЕВАТЬ ТЕПЛОМ!

Какой он, учитель-словесник, сегодня, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены? Это сплав творчества, ума, богатого внутреннего мира и неистощимой жизненной энергии. Только тогда педагог сможет донести до детей необходимые знания и умения, помочь каждому ученику взглянуть на мир по-своему. Основная цель его уроков - не только научить ребят грамотно писать, не только развить интерес к чтению, главное, пробудить в их сердцах "чувства добрые". С этими задачами успешно справляется преподаватель русского языка и литературы Сонковской средней общеобразовательной школы Ирина Сергеевна Журавлёва.
Солнечный луч скользит по портрету Чехова, который смотрит на меня, лукаво прищурясь, теперь по доске, где пятиклассник старательно выводил сложные для запоминания слова… Луч света обошёл классную комнату и замер на учительском столе. Что это? Тёплый солнечный луч! Где ещё он был с Ириной Сергеевной? Как освещал её жизненный путь?
Школа №9… 1 сентября 1985 года осенний солнечный луч сопровождал Ирину по дороге в мир знаний. Школа распахнула перед ней свои двери, за которыми всегда было много света, а потому радостных и счастливый дней.
"Будучи первоклассницей, я настойчиво пыталась понять: почему на уроках В.А.Назаровой мне легко и интересно? Уже тогда мне хотелось быть похожей на свою первую учительницу, требовательную, серьёзную, но в то же время никогда не повышающую голос, хотя нас было более 40 человек. Валентина Анатольевна крепко держала нас за руку, шагая вместе с нами по тернистому пути знаний, - рассказывает Ирина Сергеевна. - Мы гордились нашим педагогом, поэтому с детства, произнося заветное слово "учитель", испытывали огромное уважение к людям, посвятившим свою жизнь этой профессии. С трепетом вспоминаю, как к Дню учителя весь вечер старательно рисовала открытку, как робко на следующий день положила на учительский стол стихи собственного сочинения".
Самые яркие лучи связаны с образами бабушки и дедушки, они-то и повлияли на выбор профессии.
"Бабушка Антонина Александровна и дедушка Георгий Никодимович Деринг уделяли большое внимание моему воспитанию: я не посещала группу продлённого дня, а после уроков бежала сразу к ним. Именно там меня научили вязать, штопать, печь блины, работать в огороде. Я никогда не была в стороне от хозяйственных дел - мы всё делали вместе. Бабушка была филологом и всю жизнь трудилась в сфере образования: работала учителем русского языка и литературы, являлась директором школы, а затем заведующей районным отделом образования. Именно она научила меня считать, читать и писать ещё задолго до 1 класса. Бабушка говорила, что не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актёром, не каждый может стать и настоящим учителем. По её словам, педагог - не просто профессия, а состояние души. И сейчас я понимаю: доброе семя нашло плодородную почву, поэтому раздумий при выборе профессии не было - я решила стать учителем!" - вспоминает моя собеседница.
И снова годы учёбы, только теперь в Тверском государственном университете. Напряжённый ритм учёбы при отсутствии Интернета в 90-е годы заставлял Ирину проводить всё свободное от учебных занятий время в библиотеке. Одним словом, учиться на филологическом факультете далеко не просто, но незабываемых дней за годы учёбы было достаточно!
Робкий-робкий луч солнца провожал молодую учительницу в Сонковскую среднюю школу на её первый урок. И сразу пятиклашки, шумные и озорные, как будто испытывающие мою героиню на прочность. Но выстояла, справилась благодаря опытным наставникам, целеустремлённости, готовности к открытиям и постоянному развитию! И всё пошло своим чередом: один урок сменялся другим, бежали год за годом… Вот уже 15 лет И.С.Журавлёва рассказывает ученикам о частях речи, учит их писать сочинения и диктанты, знакомит с литературными героями. 
"Я охотно соглашаюсь с поэтом Николаем Рубцовым, который говорил, что всё начинается с любви! И действительно, наука любви - самая трудная в жизни. Чтобы любовь не потеряла своего назначения, её следует передавать, дарить другим, хотя не всегда она возвращается. Я учу школьников жить по законам порядочных людей - уважать других, уметь прощать, а главное, любить! Я люблю своих учеников и уверена, что неуспешных детей не бывает. Искренней любовью к ребёнку я стараюсь завоёвывать его доверие, а значит, право и возможность учить и воспитывать его. Нужно помнить об этом всегда, и тогда души детей будут открыты для любви и добра!" - говорит она.
Даже в ежедневной работе учителя есть и свои солнечные моменты. "Представьте себе, что мой рабочий день начинается накануне вечером. Подготовка к занятиям занимает много времени: это и проверка тетрадей, и перечитывание произведения, и написание конспектов уроков… Но, главное, результат следующего дня - творческий полёт мысли, неожиданные открытия, хорошие оценки и радость за детей. Как, говорится, сложности заставляют меня развиваться, искать новые методы обучения. Оценивая свой педагогический путь, я поняла, что тепло, которое дарю своим ученикам, бумерангом возвращается ко мне ежеминутно, ежечасно, ежедневно. Я очень люблю то, что делаю, и моё сердце всегда открыто для тех, кому я несу свои знания, кого учу быть творческими личностями. Профессия учителя-словесника привлекает меня своей гуманностью и благородством, важно, чтобы мои ученики ушли с урока не только с определённым объёмом знаний, но и стали чуточку добрее, справедливее, лучше", - признаётся моя героиня.
Когда речь заходит о профессиональных достижениях, солнце не просто светит, оно сияет вместе с И.С.Журавлёвой: "Смотря что считать профессиональными достижениями. С одной стороны, в 2003 году я стала победителем районного конкурса "Учитель года" и участником регионального этапа. С другой стороны, грамоты, дипломы и благодарственные письма министерства образования Тверской области, губернатора Тверской области, главы Сонковского района и отдела образования администрации Сонковского района. С третьей - достижения на уровне каждого дня, когда я вижу прогресс у моих учеников, прочные, основательные знания и грамотную речь, их успех на экзаменах. А может, кто-то придёт и с гордостью скажет: "Ирина Сергеевна, я прочитал "Мёртвые души" Гоголя!". Вот это достижение!"
Вдруг солнечные зайчики запрыгали - в кабинет шумной толпой вбежал её любимый 11 класс. Ещё у вчерашних пятиклассников всё так же светятся глаза при встрече с классным руководителем, который продолжает делить доброту своей души с сегодняшними учениками, учит верить в себя и умеет увлечь своим предметом.
"Это мой первый выпуск и он по-настоящему "солнечный". Безусловно, все ребята разные, но всех объединяют целеустремлённость и добросовестность. Каждый по-своему талантлив, каждый имеет свои интересы, но в школе это сплочённый, дружный коллектив, в котором все друг за друга горой. Мои выпускники показывают прекрасные результаты в учёбе, а это, прежде всего, говорит о том, что они знают, с какой целью идут в школу!" - делится со мной педагог.
От одиннадцатиклассников я узнала то сокровенное, о чём дети не всегда могут сказать учителю: "Нам посчастливилось - мы шагаем по дороге знаний рядом с Ириной Сергеевной. Будто вчера был первый урок русского языка в пятом классе. Учительница пленила нас обаянием, высоким мастерством и влюблённостью в свой предмет. Даже, мы, непоседливые мальчишки, слушали её, раскрыв рот". Или: "Нас всегда поражает оптимизм Ирины Сергеевны. А как приятно смотреть на неё: скромную, стройную, со вкусом одетую, всегда с улыбкой на лице. Она никогда не бывает унылой или неприветливой. Нам нравится, когда она смеётся и когда её мелодичный смех ещё долго звучит в классе". И как итог: "Говорят, что учителями-словесниками становятся люди успешные. И это действительно так! На своих уроках Ирина Сергеевна приобщает нас к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы, помогает нам формировать собственное отношение к окружающему миру, учит мыслить, рассуждать, отстаивать свою точку зрения". 
А ведь на смену этим школьникам придут другие, и всё начнётся сначала: и Герасим с Муму, и любовь юной Татьяны Лариной, и герои "Войны и мира", где мальчишки любят читать про первое, а девчонки про второе. А И.С.Журавлёва каждому откроет этот таинственный мир, не забывая подобрать заветный ключик к сердцу и являясь для них старшим другом и надёжным помощником.
Но как бы ни была любима для моей героини работа, самым дорогим для неё являются дети - главные солнечные лучики. Ирина Сергеевна воспитывает трёх богатырей: старший - четырнадцатилетний Михаил - первый помощник во всём, а два близнеца Иван и Владимир - будущие первоклассники. Казалось бы, три мальчишки, и вопрос об их воспитании встаёт сам собой. Но и здесь моя собеседница справляется: "Как и каждой маме, мне очень хочется, чтобы сыновья выросли настоящими людьми, поэтому честность, взаимоуважение и безграничная любовь наравне со строгостью и требовательностью - те главные принципы, которых я придерживаюсь. Кроме того, всегда сдерживаю свои обещания или просто-напросто не даю лишних!"
Особые лучи согревают И.С.Журавлёву на протяжении жизни - это лучи родительские, о которых она говорит с большим трепетом: "Мама Надежда Анатольевна учила красиво писать, потому как сама имеет бесподобный почерк. Она всегда больше тяготела к точным наукам, а значит, и математика с черчением были её коньком. Папы Сергея Георгиевича, к сожалению, уже нет, но я всегда вспоминаю его с благодарностью. Книга была его лучшим другом. Помню, как в детстве у нас была договорённость - каждый вечер он читал мне по пять сказок. Признаться честно, в нашей семье была большая библиотека и культура чтения всегда была на высоком уровне. Я бесконечно признательна родителям за то, что именно они дали мне отправную точку в жизни, научили любить ближних, уважать окружающих, уметь прощать даже самые горькие обиды, слышать других, а главное - преодолевать трудности, быть самостоятельной, независимой, не сдаваться, искать выход из самых сложных ситуаций".
Говорят, что не мы выбираем дороги, а они нас. Мысль красивая, но не всегда верная. Во всяком случае, дорогу учителя И.С.Журавлёва выбрала сама. Дорогу, полную напряжения, радости, тревог и счастья. Счастья от того, что завтра в этом кабинете снова появится солнце, ведь у него с Ириной Сергеевной так много общего - светить и согревать теплом!

Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ

Категория: Люди земли сонковской | Просмотров: 1025 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close