15:23
СТАНЦИЯ ДАЁТ ЗЕЛЁНЫЙ СВЕТ!

Передо мной карта железных дорог России… С севера на юг, с запада на восток протянулись нити, по которым день и ночь движутся грузовые и пассажирские составы. Трудно представить себе современную жизнь без железнодорожной отрасли! Трудно представить и наш посёлок без станции Сонково, где трудятся люди, которые каждый день обеспечивают бесперебойную работу стальной магистрали. В ухоженном здании, где располагается пост МРЦ, в одном из светлых кабинетов я нахожу героя моего рассказа - дежурного по станции Александра Александровича Андреева. Он сидит за огромным пультом в окружении более десятка телефонов и раций, но счастлив от того, что мечта, связанная с выбором профессии, претворилась в жизнь.

     Лет 15 назад школьник Санька Андреев прибегал в дежурку и сам мечтал сесть за пульт. Только сегодня он уже Александр Александрович, который в совершенстве владеет всеми премудростями профессии дежурного по станции и является достойным работником этого предприятия.

     Наблюдая за работой Александра, я думала: а ведь он мог бы поступить в военно-воздушную академию, стать лётчиком, но судьба распорядилась иначе. На неё повлияли родители юноши: отец Александр Николаевич - составитель поездов и мама Галина Васильевна - оператор СТЦ, которые не один десяток лет посвятили работе на станции Сонково. Время подтвердило, что родительское чутьё не обмануло.

   Как известно, мастерство - чувство не врождённое. Чтобы овладеть своей профессией, моему собеседнику пришлось много и упорно трудиться. Учёба в Санкт-Петербургском государственном университете путей сообщения стала лишь первым шагом на этом пути. И сделал он его вполне уверенно, ни минуты не сомневаясь, что хочет связать свою жизнь с железнодорожной магистралью.

  Свой первый день в роли дежурного А.А.Андреев помнит до мельчайших подробностей.             Уверенности придавало присутствие опытного наставника С.В.Водяникова, который щедро делился с молодым специалистом своими профессиональными знаниями и секретами мастерства. После прохождения стажировки молодой человек приступил к работе. Помнит, как его охватывала гордость, - он самостоятельно руководит движением!

    С тех пор прошло почти пять лет, но о своём выборе Александр Андреев ни разу не пожалел. Оценив обстановку, уже в первые дни работы на станции он дал себе установку: "Это моё!" А опытные наставники подсказали, как распределить внимание, чтобы всё держать под контролем. Да и правило, которым руководствуется мой герой, короткое, но ёмкое - смотри в оба, анализируй и                действуй!

  Железная дорога требует чёткой и слаженной работы, не допускает просчётов и ошибок, поэтому на просьбу продолжить фразу, кто такой дежурный по станции, Александр ответил:

  - Это ответственный специалист службы движения, распоряжающийся приёмом, отправлением, пропуском поездов и маневровыми передвижениями в пределах станции, обеспечивающий своевременное выполнение графика движения и плана формирования, полностью отвечающий за эксплуатационную работу и качество использования вверенных ему ресурсов. Он является руководителем смены, в подчинении которого находится эксплуатационный штат станции, беспрекословно выполняющий все его распоряжения.

    Когда мой собеседник рассказывает о своём деле, на его лице появляется озорная, немного детская улыбка:

     - Каждый раз, когда я сажусь за пульт, работа меня захватывает в один момент и всё вокруг перестаёт существовать. Отвлекаться некогда. Одновременно нужно следить за стрелками, сигналами, манёврами... И, кроме этого, ещё держать в голове большой объём информации. Дежурным по станции в течение двенадцати часов приходится выполнять несколько дел сразу: слушать, отдавать команды и следить за электронным табло, беспрестанно принимать и отправлять информацию о движении поездов, не отрывая глаз от компьютера с красными линиями маршрутов, от электронного табло с разноцветными лампочками и пульта с добрым десятком кнопок и тумблеров.

     Не прерывая беседу, А.А.Андреев отправляет путейскую дрезину и рапортует об этом в телефонную трубку коллеге с соседней станции. Ни суеты, ни одного лишнего движения, все действия уверенные и отлаженные, а регламентированные сообщения отскакивают от зубов, как давно заученное стихотворение.

    - Регламенты и инструкции уже давно у меня "в крови", - шутит дежурный. - А все сообщения и действия доведены буквально до автоматизма.

    И снова раздаётся телефонный звонок. Впереди - маневровые    работы. Значение каждого звонка, каждой команды трудно переоценить.

    - Не менее важный момент в работе - это манёвры, - признаётся Александр. - У нас много подъездных путей, и нужно суметь правильно сформировать состав, чтобы было удобно всем участникам перевозок. Когда это сделаешь вовремя и качественно, то на душе становится спокойно. Трудности меня не пугают, а, напротив, лишь подпитывают интерес к делу. Такой уж у меня характер.

    Герою моего рассказа приходится быть в постоянном напряжении: принимать сотни телефонных звонков, переговоров по рации, быть на селекторной связи с соседними станциями. Работа кипит. Сегодня на четвёртом пути "окно", поэтому есть некоторые изменения в движении. Нужно держать связь с путейцами, не допускать сбоев в графике движения пассажирских поездов… И так каждый день. У человека данной профессии нет права на ошибку - слишком велика будет её цена!

  Честно признаюсь, что рабочее место дежурного по станции привело меня в замешательство. А.А.Андреев находится у пульта управления стрелочными переводами и поездными маршрутами. Перед ним - табло со множеством лампочек, которые периодически загораются белым, жёлтым, зелёным или красным цветом. Рядом находится оператор Н.В.Ключевская, которая отвечает за своевременную передачу информации в АСОУП-ГИД, за порядок выдачи предупреждений на поезда. Результаты работы моего собеседника и его помощника-оператора зависят от деятельности всего коллектива, который подчиняется главному закону транспорта - обеспечению безопасности движения. А за окном - пути и поезда. Вся картина движения поездов как на ладони отображается на многометровом электронном табло, занимающим почти всю стену в кабинете дежурного. Поэтому ответственность, предельная внимательность и внутреннее спокойствие - качества, необходимые дежурному по станции.

    С каждой сменой растёт опыт и мастерство героя моего рассказа. Тем не менее он старается постоянно углублять свои знания: занимается самообразованием, следит за нововведениями, ведь технический прогресс не стоит на месте.

  - Александра Александровича по праву можно назвать опытным работником. Исполнительный, трудолюбивый, способный в любой ситуации принимать нужные решения, он умеет правильно руководить сменой, давая работникам ясные указания, контролируя их работу и предвидя возможные нарушения. Все знания и навыки он направляет на то, чтобы обеспечить в течение дежурства соблюдение графика движения и плана формирования. Он один из тех редких людей, которых с годами работа не утомляет, а, наоборот, даёт новую энергию, - так отзывается о своём подчинённом                   начальник станции Сонково              О.В.Городко.

    Все сонковчане знают, как оживлённо бывает на станции. Здесь шумят поезда и днём, и ночью. И вряд ли пассажиры, глядя на промелькнувшее за окном вагона красное величественное здание, задумаются о том, какой статус оно имеет. Да это, наверное,  и не важно. Главное другое - чтобы люди, причастные к трудовому подвигу, были здоровы и жили благополучно, а станция                  работала, снова и снова зажигая зелёный свет!

Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ

Категория: Люди земли сонковской | Просмотров: 1072 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close