11:01
РЕПОРТАЖ ИЗ КАБИНЫ ЛОКОМОТИВА

Ни авиация, ни морской транспорт не способны заменить железную дорогу по степени охвата и разветвлённости, грузоподъёмности и пропускной способности, а главное - по степени надёжности. Никто не сможет заменить и людей, управляющих локомотивами, тянущими за собой составы. Получить профессию машиниста тепловоза, овладеть всеми её премудростями и завоевать право вести локомотив - значит купить билет в надёжное будущее. Хочется внимательнее присмотреться, заглянуть за кулисы, побольше узнать о "наземных лётчиках" - именно так в народе называют людей данной профессии. Сегодня я веду репортаж из кабины локомотива, а моим собеседником является главный в тандеме локомотивной бригады - машинист тепловоза оборотного депо Сонково Александр Викторович Арсеньев.

Яркая иллюминация почти ослепляет софитами мигающих светофоров. Гудит дизельный двигатель локомотива. Повсюду "железнодорожная романтика": на фоне здания депо стоят тепловозы, издалека слышится грохот инструментов слесарей по ремонту подвижного состава, то и дело раздаётся сигнал локомотива... Звуковую какофонию нарушает дружелюбное "здравствуйте!" моего героя и спешное следование к тепловозу.

- Это у нас семейное: и оба деда, и отец трудились на стальной магистрали, - рассказывает А.В.Арсеньев. - Мне с детства нравилось встречать и провожать поезда. Подтянутые, в строгой форме "водители" локомотивов одновременно вызывали у меня и восторг, и зависть. Уже в то время железная дорога казалась целым миром, а мне хотелось быть его частью. И я стал! Машинист - главный пилот в кабине локомотива, который должен досконально знать правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, тормозам, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах... Причём знание теории проверяется регулярно, ведь от этого зависит жизнь людей.

Наша экскурсия по локомотиву начинается с осмотра дизельного помещения. Уши закладывает от работы дизеля, ноги скользят по металлическому полу, но Александр Викторович уверенно идёт вперёд. Он по очереди распахивает отсеки и с азартом знакомит с устройством громогласной машины. Узнаю, что дизель занимает почти треть локомотива, шахта холодильника - ещё треть, оставшееся место используется под различного рода камеры и установки.

Кабина локомотива визуально разделена на две части - на зону помощника и зону машиниста. Небольшое пространство вмещает всё необходимое для работы. На массивном пульте возле места "командира экипажа" - множество тумблеров, манометров, рукояток и тормозных кранов. В кабине постоянно бормочет рация, с помощью неё, строго соблюдая регламент, машинист периодически ведёт переговоры с дежурным по станции и поездным диспетчером. Команды и рапорты должны быть чёткими - переговоры записываются.

- В руках машиниста - тысячи судеб или несколько тысяч тонн груза. Работать приходится в сверхнапряжённом режиме. Дорога ошибок не прощает! - не отвлекаясь от осмотра тепловоза, продолжает Александр Викторович. - Быть машинистом - серьёзное испытание, к которому готовы не все. Порой за доли секунды приходится принимать сложнейшие решения. Без соколиного зрения, молниеносной реакции и фундаментальных знаний здесь не обойтись!

Оказалось, что машинист должен уметь с точностью до нескольких метров рассчитать тормозной путь таким образом, чтобы поезд остановился в положенном месте. На железной дороге "нелётной" погоды не бывает, а чтобы вести поезд по графику в непогоду, он должен иметь не только большой опыт и высокое мастерство, но и уметь сохранять самообладание, быть осторожным, сдержанным, осмотрительным.

Несмотря на то, что сегодня работникам стальных магистралей доверены мощные локомотивы, оборудованные современными приборами безопасности, управлять ими должны грамотные, знающие своё дело люди. К ним относится и А.В.Арсеньев, который вот уже 30 лет трудится на железнодорожном транспорте.

Пульт машиниста тепловоза напоминает мне устройство космического корабля, который я видела в кино. Поэтому возникающее ощущение грандиозности происходящего в очередной раз подтвердило: машинисты локомотивов - настоящие герои наших дней, которые даже в самых нестандартных ситуациях не теряют присутствия духа!

Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ

Категория: Человек и его дело | Просмотров: 1056 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close