15:19
ПСИХОЛОГ В ПОМОЩЬ!

В условиях современного производства важная роль принадлежит психологическому профессиональному отбору сотрудников. Это является верным шагом в направлении обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте, поэтому психофизиологический профессиональный отбор работников локомотивных бригад стал привычной практикой во всех депо. А так как в последнее время уделяется всё большее внимание человеческому фактору, то появление такой профессии как психолог кабинета психофизиологического обеспечения, стало крайне необходимым. Так считает и Евгения Юрьевна Голикова, которая в течение двух лет работает в данной сфере. 

     В её кабинете какая-то особенно благоприятная, комфортная и располагающая к спокойствию атмосфера. Это касается и цветовой гаммы коричнево-кремовых тонов, и мягкой мебели, и приятного аромата, напоминающего цитрусовую свежесть. Несомненно, что всё это способствует достижению положительного результата. А аккуратно расставленные папки с документами, красиво оформленные журналы на любой вид обследования, формирование индивидуальных дел на каждого работника - свидетельство педантичности и скрупулёзности в работе моей героини. Да и психологической устойчивости Евгении не занимать - высшее образование и специальность "Практический психолог", наличие опыта вместе с профессионализмом и огромным желанием приносить пользу позволило ей в достаточно короткий срок завоевать авторитет.

     - Начнём с того, что каждый руководитель депо должен иметь чёткий прогноз по поводу степени надёжности и эффективности профессиональной деятельности работников локомотивных бригад. Откуда же взять точный прогноз? - начала беседу Евгения Юрьевна. - Одну часть ответа он получает от машинистов-инструкторов (о степени обученности подопечных), вторую - от работников здравоохранения (об отсутствии или наличии заболеваний), а третью - от психолога (о наличии профессионально важных качеств, например таких, как переключение внимания, стрессоустойчивость, готовность к экстренным действиям, а также соответствие их требованиям профессии).

    По словам собеседницы, сначала появление психолога локомотивные бригады воспринимали весьма настороженно, не совсем чётко представляя его задачи. Однако время показало необходимость и важность данной профессии в железнодорожном хозяйстве. Поскольку именно психолог планирует и проводит работу по профессиональному психофизиологическому отбору лиц на определение профессионально важных качеств при направлении на курсы помощников машиниста или машинистов, при постановке на должность или при смене вида движения (с грузового на пассажирское). Это очень трудоёмкий процесс, и обследование проводится в течение 3 часов. В соответствии со сроками проводится и периодическое психофизиологическое обследование локомотивных бригад. Один раз в три месяца каждый член локомотивной бригады в течение 20 минут проходит динамический контроль функционального состояния. Не менее трудоёмкий процесс - это расширенное психофизиологическое обследование, включающее в себя и тесты на изучение личностных особенностей человека. Есть и ещё одно обследование, предназначенное для комплектования локомотивной бригады по принципу психологической совместимости. И как итог - психологическое заключение, позволяющее сделать определённые выводы, а затем предоставить руководству рекомендации, способствующие организации оптимальных трудовых процессов, установлению рациональных режимов труда и отдыха, условий труда и повышению работоспособности.

    Под наблюдением Е.Ю.Голиковой 228 работников, из которых 124 машиниста локомотива и 104 помощника машиниста. Из них 24 "первозимника" - работника первого года деятельности: 12 машинистов и 12 помощников, требующих особого внимания. Но, несмотря на стаж и опыт работы, каждый из локомотивщиков имеет свой характер, привычки и особенности, что требует от психолога индивидуального подхода. Но, как говорится, один в поле не воин, поэтому Евгения Юрьевна работает в тесном контакте с руководством депо, сотрудниками лаборатории психофизического обеспечения, машинистами-инструкторами и фельдшерами пункта предрейсового осмотра. Вместе они выполняют главную задачу - обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте.

   - Психолог кабинета психофизиологического обеспечения должен владеть организаторскими и коммуникативными умениями. Ему очень важно уметь понятно, выразительно и убедительно говорить, потому как речь - важнейшее средство установления взаимопонимания и воздействия. Не менее важно уметь слушать и слышать. Очень кстати здесь жизненный опыт и основанное на нём понимание внутреннего состояния тех людей, с которыми ему приходится иметь дело. Творческий склад ума полезен для моделирования отношений с людьми, а выдержка, самообладание и высокий уровень   самоконтроля необходимы для успешной деятельности, - говорит Е.Ю.Голикова.

     И этого в ней не отнять. Так считает и локомотивная бригада, с которой я встретилась во время их очередного занятия:

     - Самое главное в области требований к познавательной сфере психолога, конечно, не острота зрения или слуха, а своеобразная "душеведческая" направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, интеллекта и характера человека, к его поведению. И Евгения Юрьевна умеет мысленно представить наш внутренний мир, не приписывая свой собственный или иной, знакомый по опыту. Для неё характерны сопереживание другому человеку, способность передать своё отношение к событиям, ситуациям, отзывчивость и доброжелательность, готовность всегда прийти на помощь.

     Рядом с кабинетом психолога оборудован кабинет психофизиологической разгрузки и мобилизации. Для проведения восстановительных мероприятий здесь активно применяется аудиовизуальный комплекс с комплектом релаксирующих методик.

  Как видите, работы полезной и важной здесь действительно хватает, поэтому переоценить роль людей данной профессии очень сложно, ведь психофизиологическое обеспечение позволяет поддержать психоэмоциональное состояние работников локомотивных бригад, учитывая особые условия их труда, эмоциональную и физическую нагрузку. Поэтому с утверждением Евгении Юрьевны о том, что её работа необходима и всегда будет востребована, трудно не согласиться, ведь на кону - обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте!

Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ 

 

Категория: Человек и его дело | Просмотров: 1253 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close