14:59 ПРАВИЛО НИКИТИНА: ВНИМАНИЕ - ГЛАВНОЕ ДЛЯ СОСТАВИТЕЛЯ! | |
Труд железнодорожников мало заметен стороннему человеку. Лишь иногда мимолётный взгляд скучающего пассажира из окна поезда выхватит людей в ярко-оранжевых жилетах, занятых своим делом на путях. И тогда становится ясно: железнодорожники - народ особый, благодаря им наши поезда летят по стальным магистралям в разные уголки страны. Работа этих людей подчинена чёткому расписанию, многие из них постоянно находятся на трудовой вахте. Среди подвижников нелёгкого труда - составители поездов, которые и днём, и ночью, и в морозы, и в жару на своём посту. Сегодня мой рассказ о составителе поездов станции Сонково Николае Борисовиче Никитине. Сонково - узловая железнодорожная станция, где работа кипит круглосуточно. Постичь все тонкости работы доблестных железнодорожников в течение одной смены - нереальная задача, но тем не менее Николаю Никитину познакомить меня с нюансами профессии составителя поездов всё-таки удалось. Сегодня очередной рабочий день моего героя. Какая это по счёту его смена, он даже примерно не может сказать, так как счёт уже давно пошёл за тысячу. Ещё бы, ведь на Октябрьской железной дороге он трудится более десяти лет. - Скорее всего, о такой работе не мечтают в детстве: тяжёлая, опасная, ответственная и при этом совсем не героическая. Но, как и в любом другом деле, если ты профессионал, то высшая степень мастерства делает тебя особенным, - говорит мой собеседник. И вот перед нами многопутная горловина станции, где длинными рядами стоят грузовые поезда. Каждому вагону присвоен многозначный номер. Какие-то из них пустые, какие-то с грузом: лес, щебень, зерно, цемент… После того как вагоны осмотрели работники вагонного хозяйства в техническом плане, а приёмщики поездов - в коммерческом отношении, они готовы к расформированию. Та последовательность, в которой они сейчас выстроены перед нами, - отнюдь не окончательный вид сформированного состава. К отправлению в дальний путь он ещё не готов. Вот к одному из поездов медленно подкатил маневровый локомотив. Аккуратно сцепившись, он на малой скорости катит состав вперёд вагонами. "Как? - спросите вы. - Ведь машинист не видит, куда едет!" Не видит и правильности приготовленного маршрута, и показания маневровых светофоров, не может следить и за отсутствием препятствий, и людей на железнодорожных путях. В данном случае глаза машиниста - составитель! Именно он, находясь на подножке последнего вагона, по радиостанции сообщает машинисту необходимую информацию. Спрыгнув, Н.Б.Никитин проворно расцепляет вагоны. Здесь вариаций много. Иногда от всего состава нужно отцепить лишь один вагон, а остальные пропустить без отцепок. А можно отцепить по три вагона через каждые пять, а вслед за ними пропустить сразу десять или двадцать. - Это как игра в тетрис, - признаётся Николай Борисович. - Она заключается в формировании и расформировании подвижного состава. Проще говоря, это перестановка вагонов в определённом порядке, который основан на знании инструкций и большом личном опыте. Действуя согласованно с другими работниками, участвующими в маневровой работе, составитель поездов даёт составу "путёвку" в дорогу. Он должен знать всё о составе, который готовит: из каких вагонов состоит, что в них загружено, куда отправляются, как провести отцеп на нужный путь. Всё это преследует главную цель - вовремя отправить состав. Есть у данной профессии и своя специфика - людям приходится работать на открытом воздухе в любую погоду. Ходить нужно долго и помногу, причём в лучшем случае - по крупному гравию, в худшем - по снегу. За смену приходится наматывать километров пять-семь. Вокруг постоянно находятся движущиеся локомотивы и вагоны. Да и поездка на подножке последнего вагона, когда мороз обжигает лицо, дождь либо снег слепят глаза, - отдельная строка в песне о буднях составителей. Как говорится, кто не пробовал, тот не оценит! При колоссальных объёмах маневровой работы статус составителя поездов повышается, на него, можно сказать, вся смена смотрит. От его расторопности и профессионализма зависит общий результат коллективного труда. Что же тогда главное для составителя? - Умение анализировать, - не задумываясь, говорит герой моего рассказа. - Важно грамотно построить работу - сделать как можно меньше передвижений - от этого зависит, сколько ты потратишь времени. А время у нас всегда в дефиците! Ситуацию необходимо продумывать на несколько шагов вперёд. Если не умеешь работать головой, будешь работать ногами - это моя любимая поговорка. О своих заслугах Н.Б.Никитин говорит со скромностью трудяги: мол, работаю не лучше и не хуже других. Но есть ещё одна весомая заслуга моего героя - это наставничество. Педагогических методик Николай Борисович, конечно, не изучал, но подход к молодым всегда умеет найти. Как в своё время и его обучал Юрий Иванович Гусев - составитель с большим стажем, который передал свой профессиональный опыт подопечному, за что он ему очень благодарен. - В нашем деле внимание на первом месте, на втором и на третьем. Никуда и без дисциплинированности, ответственности, профессионализма, добросовестности и коммуникабельности. Ведь несмотря на то, что вокруг железные вагоны, работать приходится с людьми, поэтому умение найти взаимопонимание очень важно. Халатность в работе недопустима, безопасность и сохранность вагонного парка прежде всего, - уверенно ответил Н.Б.Никитин. Работа составителя ему нравится. И душой он действительно не кривит: - В нашем коллективе трудятся десять составителей поездов - все мужчины, поскольку этот труд требует силы и крепких рук. При помощи маневрового тепловоза составитель должен сформировать вагоны в единый грузовой состав и надёжно закрепить его на путях тормозными башмаками. Простоев, задержек, ошибок и сбоев грузовые перевозки не терпят. Да и в любом деле так: если ты профессионал и знаешь свою работу на отлично, то обязательно что-то цепляет в ней за живое. Или наоборот - настоящим профессионалом можно стать при условии, если работа трогает твоё сердце и душу! Руководство станции ценит Н.Б.Никитина как работника. Ему чуть больше тридцати пяти, но у него уже накоплен необходимый опыт, есть чувство ответственности и дисциплины. На таких людях, которые удостаиваются наград всё-таки не за героизм, а за чётко выполняемую тяжёлую, рутинную работу, и держится железная дорога. А ведь это и есть своего рода подвиг! Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ | |
|
Всего комментариев: 0 | |