15:59 НОВЫЙ ЗАКОН О СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
С 1 января 2015 года на смену двум законодательным актам - Федеральным законам от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" принят и вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - Закон). Закон направлен на развитие системы социального обслуживания населения Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в России, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг. Законом определяются основные принципы социального обслуживания, уточняется содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания, определяются формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания. Глава 5 указанного Закона определяет организацию и порядок предоставления социального обслуживания. Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учётом волеизъявления получателя. За предоставлением социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (статья 14 Закона). Законом вводятся новые понятия, такие как получатель социальных услуг, поставщик социальных услуг, профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании. Понятие "стандарт социальной услуги" излагается в новой редакции (основные требования к объёму, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг. В статье 15 Закона определён перечень обстоятельств, при наличии которых гражданин признаётся нуждающимся в социальном обслуживании. К числу таковых отнесены следующие обстоятельства: полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребёнка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребёнка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребёнком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определённого места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Ранее вместо такого регулирования в пункте 4 статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 №195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" было дано определение понятия "трудная жизненная ситуация": ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество), которую он не может преодолеть самостоятельно. Нововведением данного закона является индивидуальная программа предоставления социальных услуг, предполагающая индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учётом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта РФ, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объём, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению (статья 16 Закона). Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (статья 17 Закона). Социальное сопровождение - это ещё одно из нововведений данного закона. Таким сокращённым обозначением названо содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. Социальное сопровождение осуществляется при необходимости. При этом в качестве лиц, которым может оказываться содействие в предоставлении такой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, названы не только граждане, то есть непосредственные получатели социальных услуг, но и родители, опекуны, попечители, иные законные представители несовершеннолетних детей. Таким правом могут воспользоваться семьи, которые взяли ребёнка из организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, на грани распада. Цель закона - вовремя помочь семье и сохранить ребёнку родителей. Это принципиально новый механизм, который исключает элемент принудительности. Это добровольный выбор родителей, опекунов, приёмных родителей, которые сами решают, заключать им договор о социальном сопровождении или нет. Социальное сопровождение осуществляется путём привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия. Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения осуществляется на основе регламента межведомственного взаимодействия, определяющего содержание и порядок действий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с реализацией полномочий субъекта Российской Федерации. Названные нормы федерального законодательства нашли своё закрепление в законе Тверской области от 07.11.2014 №79-З0 "Об отдельных вопросах социального обслуживания граждан в Тверской области". Институт социального сопровождения семей должен заработать с 1 января 2015 года. А.Ю.Хартовская, помощник прокурора Сонковского района | |
|
Всего комментариев: 0 | |