16:13
НА ОСОБОМ КОНТРОЛЕ!

Смотришь с высоты переходного моста на железнодорожное полотно и вряд ли задумываешься о его качестве. Поезда идут, значит, всё в порядке. А ведь недостатки качества железнодорожных путей, незаметные обычному глазу, могут послужить причиной аварий и привести к непоправимым последствиям. Их могут выявить только дефектоскописты. Скажете, до чего проста их деятельность:веди тележку по стальным рельсам да посматривай на экран! А так ли всё на самом деле? Ответ на этот вопрос знает мастер участка производства (цех дефектоскопии) Сонковской дистанции пути Александр Афанасьев.

- Дефектоскопия - наука тонкая, - опровергает мнение обывателей мой собеседник. - Дефектоскопист ищет и устраняет неполадки с помощью ультразвукового контроля. Именно поэтому зрение и слух - предметы нашей гордости. Большинство дефектов не видны человеческому глазу. И для того чтобы распознать неисправность, представителю этой профессии нужны теория и практика. Необходимо узнать технику, "набить" руку, на деле столкнувшись с дефектами.

За плечами А.Афанасьева десять лет работы дефектоскопистом, поэтому сомневаться в его некомпетентности не приходится. В настоящее время он является мастером участка производства, а потому планирует, организует и контролирует выполнение всех видов работ в цехе дефектоскопии, начиная от проведения утренних планёрок до ведения установленной документации.

Наша беседа плавно перешла в "прогулку" по железнодорожной станции. Как оказалось, работают дефектоскописты в паре. Об объёме работы судите сами - это участок общей протяжённостью более 350 километров по направлениям: Сонково-Углич, Сонково-Максатиха, Сонково-Весьегонск и Сонково-Савёлово. В день они проходят пешком по 7-8 километров. Отправляемся в путь. Операторы Г.Артёмов и С.Миклин проверяют первый путь станции Сонково, я же следую по перрону. Железнодорожники охотно поддерживают разговор:

- Наша задача - обследовать путь и обнаружить дефекты. Нужно также в исправном состоянии содержать технику, при необходимости осуществлять её ремонт. План диагностирования рельсового хозяйства очень жёсткий, поломка даже одного прибора может сорвать график работы бригады. В нашем деле всё должно быть чётко: и работники - специалисты, и техника - в порядке.

На эту самую технику я и обратила внимание. Регистратор - это своего рода "чёрный ящик". Сведения об обнаруженных неисправностях оператор тележки сообщает диспетчеру, заносит в книгу дефектных рельсов. Кроме того, мастеру передаются данные о тех участках, где необходим повторный осмотр. Ещё один уровень контроля - запись, сделанная регистратором. Она проверяется, анализируется расшифровщиками дефектограмм. В случае выявления неполадки принимаются срочные меры.

Мы двигаемся дальше, а я неустанно слежу за работой дефектоскопистов, которые ловко перемещают тележку весом более чем в сотню килограммов по рельсам. Одновременно глядя на них и на экран дефектоскопа, железнодорожники контролируют акустические контакты. При этом им важно не только обнаружить дефекты, но и определить их количество, глубину, месторасположение и другие характеристики.

- Работа дефектоскопистов во многом однообразная, и человек должен быть устойчивым к такому труду, - признаётся Александр. - Хороший специалист учится постоянно: каждый день он пополняет свой опыт, получает новые сведения, анализирует, сравнивает, пробует, обобщает... И так как в большинстве своём это работа ручная, от него требуются навыки настройки приборов, последовательное и правильное выполнение методик контроля, точная оценка результатов и умение выявлять по ним дефекты. И пусть современная наука стремится облегчить труд дефектоскописта и скорректировать объём перерабатываемой им информации, на первом месте здесь стоит человек с его неизменной точностью, скрупулёзностью и доскональностью в поиске и анализе дефектов. Мы получаем удовлетворение от своей работы, выявляя дефекты, а вскрытие опасных мест подтверждает результаты контроля. Причём особого контроля!

И верно, работа у дефектоскопистов достаточно напряжённая и, как говорится, всепогодная. Сегодня, например, моросил дождь, а завтра, возможно, будет палящее солнце. Но, несмотря ни на что, они выходят на службу, каждый раз неся ответственность и предотвращая возможную беду. Так можно ли обойтись на железной дороге без человека в наушниках с дефектоскопной тележкой? Как ни крути, вряд ли!

Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ

Категория: Человек и его дело | Просмотров: 834 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close