16:06
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ХИЛКОВ

2 августа состоится открытие двух памятных знаков, посвящённых министру путей сообщения Российской империи, князю М.И.Хилкову: обелиска на месте захоронения (погост Головское) и бюста на станции Сонково. В связи с тем, что интерес к этой теме у сонковчан велик, мы посчитали необходимым познакомить читателей с основными вехами жизни и деятельности князя Хилкова.

Родился Михаил Иванович 5 (17) декабря 1834 года в Москве, но многие годы жизни провёл в родовом имении князей Хилковых - в селе Синёво-Дуброво Бежецкого уезда (ныне территория Сонковского района).

Отец - князь Иван Александрович Хилков, офицер лейб-гвардии Гусарского полка, коллежский советник - на протяжении многих лет являлся Почётным смотрителем тверских училищ. Мать, Евдокия Михайловна, в девичестве Лунина, в молодости была близка к императрице Александре Фёдоровне, супруге Николая I.

Князья Хилковы - прямые потомки Рюрика. Михаил Иванович Хилков принадлежит к 29-му колену от Рюрика и к 12-му колену от начальника рода Хилковых - князя Ивана Фёдоровича Стародубского-Ряполовского, имевшего из-за своего слабого здоровья прозвище Хилок.

В свои неполные 14 лет М.И.Хилков приехал в Петербург, где был зачислен экстерном в Пажеский корпус - привилегированное военное учебное заведение. По окончании корпуса служил в лейб-гвардии Егерском полку. Но в 1857 году молодой штабс-капитан князь Хилков неожиданно оставил военную службу и отправился путешествовать в Америку: посетил Соединённые Штаты и Бразилию.

По возвращении в Россию в 1859 году определился на службу в ведомство иностранных дел, но в феврале 1861 года вновь оставил службу и возвратился к себе на родину - в имение Синёво-Дуброво.

Носитель передовых взглядов, противник крепостничества Михаил Иванович Хилков стал одним из активных деятелей Тверского либерального дворянства, возглавляемого А.М.Унковским и А.И.Европеусом. В апреле 1861 года Указом Правительствующего Сената князь Хилков был утверждён мировым посредником по Бежецкому уезду.

В 1864 году М.И.Хилков вместе с молодой женой уехал в Америку и поступил на службу в англо-американскую компанию, занятую постройкой Трансатлантической железной дороги. Работал простым рабочим в Пенсильвании, затем слесарем, кочегаром, помощником машиниста и машинистом. С женой и маленькой дочкой жил на скромное жалование - два доллара в день. Через четыре года получил должность начальника подвижного состава и службы тяги. В 1869 году переехал в Англию, где около года работал слесарем на паровозостроительном заводе в Ливерпуле, а в 1870 году вернулся в Россию.

Весной 1880 года распоряжением Главного штаба был командирован в должности начальника тяги на строительство Закаспийской военной железной дороги, возводил участок от Узун-Ада до Кизыл-Арвата. В ноябре 1880 года был назначен управляющим этой дорогой.

Вскоре строительство Закаспийской дороги было приостановлено. Но к тому времени имя князя М.И.Хилкова как грамотного, толкового специалиста и умелого организатора было известно не только в России. Не случайно правительство Болгарии в декабре 1862 года пригласило его на пост управляющего министерством общественных работ, путей сообщения, торговли и земледелия. За это время он многое сумел сделать для развития хозяйства этой страны. Но сентябрьский переворот 1885 года заставил русских покинуть Болгарию.

Князь М.И.Хилков был приглашён на службу по достройке Закаспийской дороги. Именно здесь, на строительстве этой дороги, проявилось инженерное мастерство князя Хилкова. Сооружение железнодорожной магистрали через безводные песчаные пустыни, в тяжёлых климатических условиях, в небывало короткие сроки создало строителям мировую славу.

В 1892 году М.И.Хилков был переведён на службу в министерство путей сообщения и назначен правительственным директором Привисленской железной дороги. Позднее он последовательно занимал должности начальника Орловско-Грязской, Ливенской, Самаро-Златоустовской и Оренбургской дорог. В 1894 году был назначен главным инспектором железных дорог, а в 1895 году - министром путей сообщения.

На посту министра князь Хилков уделял особое внимание расширению сети железных дорог, их техническому оснащению, развитию водных путей, которые в то время были в ведении министерства. Много и неутомимо ездил по стране. Энергичный, компетентный, решительный и твёрдый, но в то же время общительный и простой - таким был, по отзывам сослуживцев, министр Хилков.

За десять лет, в течение которых Михаил Иванович Хилков возглавлял министерство путей сообщения, сеть железных дорог возросла с 35 до 60 тысяч километров. Грузооборот за эти годы увеличился более чем в два раза.

Предметом гордости министра Хилкова было строительство Транссибирской магистрали - крупнейшей в мире железной дороги. Длина от Челябинска до Хабаровска через Харбин и Владивосток составила 6500 вёрст. Князь Хилков неоднократно выезжал на участки Великого Сибирского пути. Личное присутствие и участие министра снимали многие вопросы, способствовали разрешению проблем на местах.

Роль новой дороги серьёзно возросла в годы русско-японской войны. Исключительно плодотворную деятельность М.И.Хилкова отмечал военный корреспондент английской газеты "Таймс". Он писал, что благодаря стратегии Хилкова удавалось проводить на перегоне от Челябинска до Иркутска до 10 поездов с вооружением и что князь Хилков является для Японии более опасным противником, чем  военный министр генерал Куропаткин.

В центре внимания князя Хилкова были вопросы подготовки кадров железнодорожников. При его активном участии в 1896 году было открыто Московское инженерное училище. За счёт средств министерства содержалось около 180 общеобразовательных школ. Многое делалось для улучшения медицинского обслуживания работников дороги, жилищного строительства. Именно М.И.Хилкову принадлежит заслуга учреждения профессионального праздника железнодорожников.

В 1905 году волна революционного движения захлестнула и железные дороги. В октябре 1905 года в связи с массовыми забастовками железнодорожников М.И.Хилков подал прошение об отставке. Николай II принял отставку, но сразу же назначил его членом Государственного Совета.

Высокий государственный пост был доверен человеку, выдающиеся заслуги которого были для современников бесспорны, о чём свидетельствуют многочисленные звания: статс-секретарь, действительный тайный советник, Почётный  инженер-технолог, Почётный член Института путей сообщения, Почётный член Императорской Академии наук и технологического института, Почётный член Российского автомобильного общества, Действительный член русского географического общества. Пожизненный Почётный член Московского совета детских приютов. Почётный член общества французских гражданских инженеров.

Высок был личный авторитет Хилкова. Огромный жизненный опыт, практические знания позволяли ему подходить ко многим вопросам не с позиций кабинетного работника, а с позиций человека, хорошо знающего жизнь, болеющего душой за Россию. По отзывам современников, М.И.Хилков обладал богатой и одарённой натурой, удивительным обаянием, простотой и доступностью в общении. Он был также любящим и заботливым отцом: в семье князя было четверо детей - дочери Ольга, Анна, Евдокия и сын Михаил.

Скончался М.И.Хилков в Петербурге 8 марта 1909 года. Похоронен на погосте Головское Бежецкого уезда (ныне территория Сонковского района) на фамильном кладбище дворян Неведомских, рядом со своей второй женой А.Н.Хилковой (Неведомской).

За большие заслуги перед Россией князь Хилков был удостоен многих российских и иностранных наград.     М.И.Хилков был Почётным гражданином пятнадцати городов России, в том числе и Твери.

Мы гордимся своим земляком. Удивительной судьбы человек, князь, прямой потомок Рюрика, прошедший путь от кочегара до министра, он всю жизнь посвятил служению Отечеству.

Великий сын своего народа Михаил Иванович Хилков поистине является Почётным гражданином России.

В 2004 году по инициативе сонковских железнодорожников в Санкт-Петербурге на доме, где М.И.Хилков провёл последние месяцы жизни, была открыта мемориальная доска.

Предстоящее открытие двух мемориальных знаков на сонковской земле - это дань уважения к памяти  нашего замечательного земляка.

Галина ШУТОВА,заведующая краеведческим центром "Истоки"

Категория: Люди земли сонковской | Просмотров: 1756 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close