Пожалуй, любовь к автомобилям - наша национальная черта. Коллекционирование ретротехники для некоторых людей стало не просто увлечением, а образом жизни. Именно у них можно увидеть самые необычные экземпляры и таким образом прикоснуться к историческому прошлому нашей страны. Конечно, автомобили представляют собой достаточно дорогой предмет для коллекционирования, особенно если речь идёт о редких и раритетных машинах, но тем не менее среди людей есть коллекционеры, получившие большую известность. И даже если в коллекции всего три-четыре образца начала или середины ХХ века, человеку уже есть чем гордиться. Сегодня я в гостях у Вячеслава Бардина, в коллекции которого насчитывается более десяти единиц уникальной техники.
А вот и он - останкинский герой!
Высокий ухоженный дом очень похож на игрушечный, дровяник - в форме вигвама, баня, окружённая изгородью с кринками… А главное, вокруг не привычные нам, современникам, автомобили - экспонаты, которые колесили по дорогам страны тридцать, сорок и даже пятьдесят лет назад. Подхожу ближе: кругом суета - идёт видеосъёмка передачи "Тест-драйв". Да, той самой, которую на канале "Россия 1" ведёт Иван Зенкевич - давний друг героя моего рассказа. Видеоролики, персонажами которых являются транспортные средства и военная техника, то и дело мелькают в эфире. Здесь всё по-настоящему: ведущий красноречиво рассказывает об очередном шедевре советского автопрома, оператор умело снимает, не обращая внимания на зевак… И неудивительно, поскольку не каждый день удаётся увидеть такое!
Назад в будущее…
Коллекцию Вячеслава можно назвать машиной времени - сама атмосфера прошлого, когда автомобиль был невиданным новшеством, предметом роскоши и гордости отечественного автопрома, невольно вызывает трепет в душе. Здесь можно преодолеть непреодолимое - стать повелителем времени, вспомнить давно ушедшие годы и мысленно унестись вдаль на старинном автомобиле. Вот они, дорогие и такие родные для советского народа ГАЗ-63 - военный грузовик 1964 года, изготовленный по заказу военной армии, ГАЗ-69 - тоже старичок, смело разъезжающий по дорогам нашего района, его младший брат ГАЗ-93. А это мотоциклы… Сейчас их можно увидеть только в фильмах: ИЖ-49, Восход-67, ИЖ-Планета 1956 года выпуска и даже ИЖ-350 - 1945 года! А ведь эта уникальная техника даже по прошествии более чем полувека готова служить верой и правдой теперь уже делу памяти. Каждая единица оформлена, как и любая другая машина: есть государственные регистрационные номера и соответствующие документы, так что она может быть не только экспонатом выставки, но и эксплуатироваться в повседневной жизни.
Вот новый поворот!
Коллекционировать, восстанавливать и приводить в порядок ретротехнику В.Бардин начал ещё в 80-е годы. Увлечение нашло его само, когда на глаза случайно попался первый автомобиль. Это был ГАЗ-69, который стоял в гараже одного рыбака-любителя и будто ждал Вячеслава: кузов был в ненадлежащем состоянии, шины спущены, зеркала, фары и стёкла отсутствовали… Одним словом, автомобиль имел барахольный вид и требовал немедленной реставрации. И автолюбителю захотелось помочь бедолаге, сохранив историю для потомков. Для того чтобы научиться восстанавливать ретроавтомобили, моему герою, механику по специальности, пришлось познать тонкости профессий автодела: кузовщика, маляра, сварщика… Выходит, что любимое хобби способно совершенствовать человека! При всём этом труд энтузиаста не пропал даром - машины сонковского коллекционера стали известными далеко за пределами нашего района.
Вячеслав считает коллекционеров личностями неординарными: "Одни собирают проездные билеты, другие - этикетки от мороженого, а третьи - швейные иглы, а у меня вот такие игрушки. Я вырос среди машин, для меня они - это и профессия, и образ жизни, как музыка для музыканта. Мне нравится на них ездить, а ещё больше нравится ими владеть. Мужчины до старости должны играть в машинки. Это норма, и стесняться этого не стоит! К сожалению, подрастающее поколение всё меньше интересуется прошлым. Ещё десять-двадцать лет назад ребята висели на заборе: дашь им почистить старинную деталь, покажешь, как её отреставрировать, - и они счастливы! А если ещё на машине прокатить! Сейчас подростки другие…"
Зверь, а не машина!
Некоторые из экспонатов коллекции Вячеслава когда-то напоминали груду металлолома, но благодаря умелым рукам мастера были поставлены на колёса. Для него каждая машина уникальна и дорога по-своему, но есть и особенный экспонат, который заслуживает наибольшего внимания и трепетного отношения. Это ГАЗ-63 1964 года выпуска. Именно к нему он очень привязан сердцем и душой, ласково называя Люся. В далёком 1948 году с конвейера Горьковского автозавода сошёл первый ГАЗ-63, выполненный по заказу армии и предназначенный для всех дорог и бездорожья. Дизайн радикально отличается от довоенной горьковской продукции - чувствуется влияние армейской школы. Посмотрите на него - какой красавец! "Лицо" 63-го получилось весьма дружелюбным: капот с горбинкой, плоское V-образное стекло, односкатные колёса… Заглядываю под капот, который бесхитростно открывается с помощью двух застёжек. Здесь спрятался двигатель, разработанный ещё в 30-е годы, объёмом 3,5 литра и мощностью 70 лошадиных сил - надёжный и неприхотливый. Пожалуй, чтобы убедиться в этом, стоит прокатиться! Машина высоко стоит на мостах, поэтому подножка весьма кстати. В кабине два места, но можно поместиться и втроём, большой руль, щиток с круглыми приборами… Это выключатель печки, а это тумблер поворотов, на полу рычаги раздатки… Пора заводиться! Едем! На дороге это обычный грузовик, максимальная скорость которого достигает 65 км/ч. Все его способности раскрываются на бездорожье. Для включения полного привода необходимо остановиться, выполнить несколько операций - и мы с лёгкостью пробираемся по глубокому снегу. Да, как же сегодня, в наше нановремя, не хватает простоты и надёжности настоящих покорителей бездорожья!
Не в деньгах счастье!
Мой собеседник дорожит своей коллекцией целиком и каждым экземпляром в отдельности, при этом совсем не задумывается об их стоимости. И если одни собирают свои экспонаты ради искусства, другие - для поддержания интереса к родной истории, а третьи пытаются зарабатывать на этом деньги, то для В.Бардина коллекционирование старинных автомобилей есть и будет любимым занятием, которое стало частью его жизни.
"Признаться честно, увлечение это хотя и весьма затратное, но вполне осуществимое. При этом многому приходится учиться. А самообучение мне только в радость! Главное, ремонт автомобиля! Это некий переход от неживого к живому. Машина пропитывается не только запахами владельцев, но и приобретает особую ауру. Срок реставрации каждой в среднем составляет полгода-год. Кто-то старается сделать её, "как с завода", а кто-то с уважением относится к "боевым шрамам", особенно если это военный автомобиль. Так же, как и на боевом знамени, - дырки не принято штопать. Но в любом случае для одной единицы техники закупается "донор", детали которого используются для ремонта. Мир не без добрых людей - спасибо тем, кто знает о моём хобби, звонит и предлагает запчасти", - делится Вячеслав.
А дорога серою лентою вьётся…
Уникальные машины середины прошлого века В.Бардина - постоянные участники Ярославского фестиваля ретротехники "Мышкинский Самоходъ", ставшего уже традиционным. И для его участников, и для самого провинциального городка это мероприятие значимое, подчёркивающее нестандартность подходов в музейной деятельности. Технику моего героя можно увидеть на выставках, в тематических автопробегах и мероприятиях, проводимых в Тверской, Ярославской, Московской и Смоленской областях. В посёлке Сонково во время празднования Дня Победы торжественное шествие возглавляет военный автомобиль ГАЗ-69, работает полевая кухня из коллекции героя моего рассказа.
"Всё это объединяет людей разного возраста и разных профессий - и поклонников сложной механики, и любителей уникальных автомобилей. Подобные зрелища позволяют окунуться в эпоху наших отцов, дедов и прадедов. Кто-то оглядывается, машет руками, одобрительно провожает взглядом, а кто-то с удовольствием фотографируется на фоне техники", - говорит мой собеседник.
Автолюбители не отходят от экспонатов Вячеслава, ведь у его машин всё родное: двигатель, светосигнальные приборы, переключатели - вплоть до стрелочек на приборах.
"С одной стороны, оригинальные запчасти приходится долго искать, с другой, иногда они достаются почти даром. Честно скажу, что в порядок можно привести любую технику, даже если от неё остались только колёса и кузов. Она в тысячу раз ценнее, когда на краске трещинки видны - значит, её ни разу не перекрашивали. Где вы увидите вот такой мотоцикл 1945 года с пробегом всего 500 километров и в родной краске?" - трепетно говорит Вячеслав и пересказывает "мотоциклетную" легенду, услышанную от деда.
Это всё своё, родное!
В.Бардин не только разыскивает и восстанавливает старые автомобили, но и проводит большую военно-патриотическую работу. Это настоящий любитель истории, который собирает всё, что помогает лучше окунуться в глубь веков. Его коллекция одними автомобилями не ограничивается, в неё входят элементы военной формы, предметы быта и другой антиквариат XIX-XX веков. Герой моего рассказа, улыбаясь, вспоминает: "Ещё мальчишкой меня тянуло к старинным вещам. Я тащил домой всё, что попадалось мне под руку. С малых лет осознанно пытался сохранить и донести до настоящего времени предметы давно минувших дней, чтобы показать то, чем жили наши предки".
Русская пословица гласит…
У Вячеслава много друзей-соратников во многих городах России, объединённых одной целью - обменом опытом по сохранению и реставрации ретроавтомобилей, популяризацией и содействием в распространении знаний по истории инженерного дела и изобретательства и, конечно, интересом к истории развития техники. Для него не секрет, как из огромного количества различных идей рождается истина, как действуют законы естественного отбора в познании мира, как оправданные технические решения превращаются в классику автомобилестроения. В.Бардин знает всё об эволюции технической мысли, об удивительном процессе реставрации автомобиля, в котором он сам выступает как истинный творец. Экспонаты коллекции Вячеслава не сияют лаковым покрытием и не слепят глаз хромированными деталями, а потому выглядят надёжно и строго, словно бросая вызов гламурному новоделу - машинам, которые лакируют и полируют на радость публике. Да и любимая пословица Вячеслава - не всё то золото, что блестит. И в этом с ним трудно не согласиться!
Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ |