Вы обращали внимание, какое количество скутеров и мопедов даже не бегает, а летает по дорогам? И кто ими управляет? Эти транспортные средства существенно отличаются от мотоциклов и тем более от легковых автомобилей. Только такое отличие не снимает с водителей скутеров и мопедов ответственности и обязанности соблюдать правила дорожного движения.
Главный плюс скутера и мопеда - это сравнительно недорогие и компактные средства передвижения. Кроме того, их водителям пока не требуются водительские удостоверения. Преимущество налицо - встал с утра, привёл себя в порядок, прыгнул в седло и поехал по своим делам. К сожалению, многие так и поступают. И в этой цепочке действий отсутствует понятие соблюдения правил дорожного движения. Рассмотрим основные пункты необходимых знаний водителя скутера и мопеда.
Во-первых, на проезжей части таким транспортом имеют право управлять только лица, достигшие 16-летнего возраста. Младшие подростки рискуют заработать штраф и пристрастную беседу родителей с сотрудниками полиции, что тоже не столь приятно.
Следующий момент. Ни мопед, ни скутер не имеют права выезжать на центр дороги. В соответствии с нормами правил дорожного движения эти транспортные средства обязаны двигаться только в один ряд, возможно, правее. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам. В соответствии с пунктом 19.5 Правил дорожного движения РФ на скутерах и мопедах в любое время суток, наравне с другими транспортными средствами, должен быть включён свет фар.
Что ещё запрещается водителям скутеров и мопедов?
- передвижение, держась за руль только одной рукой;
- перевозка пассажиров (кроме разве что перевозки детей в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками);
- перевозка грузов, выступающих по ширине или длине более чем на полметра;
- передвижение по дороге без мотошлема.
Поскольку чаще всего мопедами и скутерами управляют подростки, следующая информация предназначена родителям. Что важно помнить при покупке данных транспортных средств?
Во-первых, учтите возраст своего ребёнка. 15-16 лет - это пора, когда хочется испытать собственные возможности и попробовать абсолютно всё. А уж тем более, когда сосед катается на мопеде, вполне естественно, что подросток также мечтает оседлать железного коня. Увы, подобные стремления без знаний правил дорожного движения чаще всего заканчиваются трагично.
Во-вторых, в случае аварии юный водитель может получить серьёзные травмы. Как утверждают травматологи, при одинаковом по силе ударе об элементы конструкции того же мопеда ребёнок получает более серьёзные телесные повреждения, чем взрослый. Также нельзя не учесть того, что скутер имеет относительно небольшой вес и достаточно высокую мощность двигателя, благодаря чему очень быстро набирает большую скорость, с которой не всякий взрослый справится, не говоря о ребятах-подростках.
Последствия автотравм оставляют на всю жизнь физические увечья и морально-психологические потрясения и не всегда проявляются сразу. В среднем каждый травмированный ребёнок проводит на больничной койке около двух месяцев, а срок реабилитации составляет 8-10 лет. Некоторые остаются инвалидами на всю жизнь.
Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дороге, практически ежедневно ставят эксперимент на себе. Происходящие с детьми дорожно-транспортные происшествия очень часто воспринимаются и оцениваются родителями, сверстниками да и учителями как случайность. Но если знания и навыки детей, к сожалению, действительно, во многом зависят от случайных факторов, то попадание в ДТП по этой причине уже следует рассматривать как явление закономерное, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствия предвидения, неумения принимать правильные решения, отсутствия опыта, опасной самонадеянности и в конечном счёте - незнания правил и отсутствия необходимых навыков поведения на дороге.
Управлять вашему ребёнку скутером, мопедом или не управлять - решать, конечно, вам. Инспекторам отдела ГИБДД остаётся только верить, что законопослушных подростков и благоразумных взрослых намного больше, чем неразумных экстремалов.
Доверяй, но проверяй. Поэтому инспектора ОГИБДД регулярно проводят профилактические рейды по выявлению нарушений правил дорожного движения несовершеннолетними водителями данных транспортных средств.
Родителям не стоит забывать и об административной ответственности за нарушение правил дорожного движения их детьми. При задержании скутера под управлением несовершеннолетнего на него составляется протокол об отстранении от управления. Мототехника помещается на специализированную стоянку. Материалы дела передаются в подразделение по делам несовершеннолетних. В подобных случаях родители подвергаются административному штрафу в размере до 500 рублей по статье 5.35 КоАП РФ "Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних". C 1 сентября 2013 года штраф за управление мопедом или скутером лицом, не достигшим 16 лет, составляет 800 рублей. За управление данными транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения - штраф 1500 рублей.
Уважаемые родители!
Пожалуйста, подумайте сотню раз, прежде чем пойти на поводу у своего ребёнка и купить ему скутер или мопед. А если вы всё же решили приобрести эти транспортные средства, настаивайте на изучении правил дорожного движения. Проезжая с ребёнком на машине по улицам, обращайте внимание на сложные перекрёстки, развязки и дорожные знаки. Объясняйте своё поведение на дороге и спрашивайте, как бы он поступил в той или иной ситуации. Покупайте мопеды с объёмом двигателя не более 50 куб. см, требуйте все документы, подтверждающие то, что это именно мопед. Не разрешайте выезжать без шлема и категорически запретите перевозить пассажиров. Если он не согласен с вашими требованиями, то пусть это будет здоровый пешеход, чем травмированный водитель.
И.А.ПАХОМОВ, начальник ОГИБДД МО МВД России
"Краснохолмский", майор полиции
|