10:42
ДВЕСТИ ШАГОВ ПО КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ

События мая в нас, тогда ещё школьниках, всегда разжигали нетерпение. Нет, не потому, что близился конец учебного года. Дело в том, что на классный час к нам приходили ветераны. Казалось бы, обычные старики, которых часто в то время можно было встретить на улице. А тут открылась дверь, и вошёл он. Подтянутый, бодрый, а на груди - награды. Их было так много! У ребят нашего класса перехватило дыхание. Как обычный дед мог быть героем? Почему? Ведь героев мы представляли себе совсем другими - молодыми и сильными. "Знакомьтесь: Виктор Николаевич Матвеев! - начала Т.А.Рыжакова, наша классная руководительница. - Это человек, о котором можно сказать: "Гвозди бы делать из этих людей!"

И ФРОНТОВИК НАДЕЛ ОРДЕНА

- Моя малая родина - Сонковский район, - как-то сухо и без особого вступления начал ветеран. - Наша большая и дружная семья состояла из шести человек. Мать Домна Ивановна управлялась по хозяйству, к чему приучала и нас, сорванцов. Отец Николай Васильевич работал на складе топлива раздатчиком нефтепродуктов. Как и многие, я окончил семилетку, а потом пошёл служить. Служба проходила далеко от дома - в Мурманской области. Там и встретил войну.

Понятно, что в силу своей скромности расхваливать себя и говорить о доблести, чести и наградах участник войны не мог да и не хотел. Нет, тут не гордыня, скорее, стремление сохранить себя, не стать глянцевым двойником собственного образа. Тогда рассказ продолжила отличница нашего класса Елена Галкина, заранее подготовившаяся к занятию:

- Фронтовой путь старшего сержанта Виктора Николаевича Матвеева, кавалера двух орденов Славы - высшей награды солдатской доблести времён Великой Отечественной, бывшего артиллериста, коммуниста с сорокалетним стажем, был долгим. Призванный в армию в 1940 году, он вернулся домой лишь в 1946-ом. За бои 1943 года Виктор Николаевич получил первые благодарности Верховного Главнокомандующего, маршала Советского Союза товарища Сталина. За участие в одной из операций при освобождении Белгорода сержант Матвеев был представлен к ордену Славы III степени. За форсирование Одера, оборону на его западном берегу и овладение плацдармом восточнее города Бреслау в феврале 1945 года был представлен ко второму ордену Славы, который получил уже после окончания войны.

Мы слушали внимательно. С интересом любовались наградами героя, который испытал и горечь вынужденного отступления, и боль потерь, и ранение… А после него - снова в строй, снова командиром отделения разведки 3-го дивизиона 91-ой тяжёлой гаубично-артиллерийской бригады. Только сам В.Н.Матвеев сидел, опустив голову, потому как героем себя не считал и сильно смущался от наших пристальных взглядов.

ВОЙНЫ АРХИВНАЯ СТРОКА

Нам хотелось подвига, настоящего, как в кино. Чтобы дух захватило, и сердце забилось с новой силой. И тогда прозвучали выдержки из фронтового приказа командира Атаманчука, дословно описывающие то, за что получил награды наш земляк:

- Сержант Матвеев в боях за город Кировоград 4 января 1944 года, находясь на передовом наблюдательном пункте, обнаружил наблюдательный пункт противника, который был разбит, а также в этот день обнаружил два пулемёта, огонь которых был подавлен батареей. 6 января 1944 года, ведя внимательное наблюдение под артиллерийским огнём, обнаружил миномётную батарею противника, которая была подавлена, а также обнаружил скопление немецких танков и скорректировал по ним огонь батареи. В результате атака танков была отбита. За что представлен к награде - медали "За боевые заслуги".

Каждый из нас воспринимал это по-своему: ведь для одних подвиг - в одиночку разбить врага, а для других - вместе со всеми достойно защищать свою Родину. Но мы были едины во мнении, что истинный подвиг - выйти из войны человеком, сохранить в себе гуманизм, остаться жить в согласии со своей совестью. Так, как это сделал Виктор Николаевич Матвеев.

ЭТО ИНТЕРЕСНЕЕ УЧЕБНИКА!

- В.Н.Матвеев - участник Парада Победы 1945 года. Один-единственный из нашего Сонковского района. Чеканя шаг, он шёл в составе сводных частей IV Украинского фронта, - продолжила Тамара Алексеевна Рыжакова.

И тогда заговорил сам Виктор Николаевич. Его сильный голос звучал тихо, но в то же время торжественно. Мы не смели пошевелиться и отвести глаза в сторону. Да разве можно было такое позволить, когда перед тобой человек, который нёс фашистское знамя к стенам Мавзолея?!

- Для участия в Параде Победы надо было пройти жёсткий отбор. Учитывались не только подвиги и заслуги, но и вид, соответствующий облику воина-победителя: чтобы ростом он был не менее 170 сантиметров - все как на подбор! Отправляясь в Москву, мы не знали, что нам предстоит по десять часов в день заниматься строевой ради нескольких минут безукоризненного марша по Красной площади. Участники сводных полков всех фронтов получали специальное парадное обмундирование, которое до прибытия войск готовили почти все швейные фабрики страны. Парадное обмундирование офицерам, генералам, маршалам готовилось по индивидуальным заказам в многочисленных мастерских и ателье Москвы, - рассказывал Виктор Николаевич, а в моей голове крутились мысли: а ведь это и есть главная награда за большой и трудный боевой путь, пройденный от Москвы до Берлина.

Ветеран показывал старые фотографии, газетные вырезки. На нас смотрел молодой, весёлый боец, готовый на подвиги. И даже в начале 90-х в свои 73 он был молод духом и полон сил.

- 24 июня 1945 года. Москва в праздничном убранстве. Всюду - ликующий народ. На Красной площади и прилегающих к ней улицам выстроились войска. В параде участвовали более 20 маршалов, 200 генералов, 2500 офицеров, 30000 рядовых, сержантов. По площади прошло около 2000 единиц военной техники, - продолжал нас удивлять участник боевых действий. - Парад Победы принимал маршал Георгий Константинович Жуков, командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. За пятнадцать минут до начала парада пошёл дождь, перешедший в ливень. Распогодилось только к вечеру. Стоявший на трибуне Мавзолея И.В.Сталин был одет в плащ и резиновые боты - по погоде. А вот маршалы вымокли насквозь. Парадный мундир Рокоссовского, когда высох, сел так, что снять его оказалось невозможно - пришлось распарывать.

Мы узнали то, о чём в учебниках истории написано не было. А очевидец продолжал:

- К 9 часам войска заняли указанные им места. Вся площадь хорошо просматривалась. Меня не покидало приподнятое праздничное настроение. Не замечая идущего дождя, я любовался полками войск, стоящими во главе с командующими фронтами, командирами. Все в новых нарядных мундирах, со шпорами и клинками, подтянутые, с прекрасной военной выправкой. Блестели золотом ордена, медали, нашивки парадной формы войск. У всех счастливые лица. Над площадью гремело неоднократное многоголосое "ура!". Оркестр исполнил Гимн Советского Союза. Звучали фанфары. Гремели залпы салюта!

Ветеран всё говорил и говорил, а перед нашими глазами возникла картина, которая не оставила никого равнодушным. Над головами воинов алым морем плескались 360 боевых знамён. Внезапно оркестр замолчал. Пауза. Тишина. Тревожная дробь барабанов. На площадь вступила колонна советских солдат. И В.Н.Матвеев в их числе. Они несли вражеские знамёна, захваченные в боях с немецко-фашистскими войсками. Несли их, низко склонив к земле, так, что полотна с отвратительной свастикой волочились по мокрой от дождя брусчатке. Несли в перчатках - в руки древки брать омерзительно. И бросали на специальный помост, чтобы штандарты не коснулись мостовой Красной площади. А вечером того же дня помост и перчатки были сожжены.

- Я смотрел на груду мокрых, грязных полотнищ и думал: пришла долгожданная Победа, мы, воины, помогли своему народу отстоять свободу Родины, вернуть ей мир, и здесь есть частица моего воинского труда. В 23 часа небо над Москвой озарилось светом прожекторов, в воздухе появились сотни аэростатов, а с земли раздались залпы фейерверка с разноцветными огнями. И как кульминация праздника - полотнище с изображением ордена "Победа", появившееся высоко в небе в лучах прожекторов. Таких парадов не было за всю историю Советских Вооружённых Сил, и Красная площадь не видела ничего подобного за всё время своего существования. Душевный подъём, трепет переплелись с чувством огромного внутреннего напряжения и гордости, с непередаваемым состоянием общего для всех счастья. С тех пор прошло немало лет, но свежи в моей памяти события того знаменательного дня. Это был венец нашей Великой Победы! - ветеран закончил, задумался. А мы вдруг неожиданно для себя и для него встали и громко зааплодировали.

ГЕРОЕВ НАДО ЗНАТЬ В ЛИЦО!

Придя домой, я рассказала близким о том, что на соседней улице живёт герой, о том, как во время Второй мировой разминировать объекты сапёрам помогали дрессированные собаки, как одна из них по кличке Джульбарс обнаружила при разминировании участков в последний год войны более 7000 мин и снарядов. А незадолго до Парада Победы Джульбарс получил ранение и не мог пройти в составе школы военных собак. Тогда Сталин приказал нести пса по Красной площади на своей шинели. И то, что во время парада войска двигались не хаотично, а в той последовательности, как располагались в ходе войны - с севера на юг, от Баренцева до Чёрного морей, фронт за фронтом, полк за полком. Всё это не могло остаться за кадром, не могло не отложиться в моей памяти. На что получила ответ:

- Героев надо знать в лицо. И благодарить их никогда не поздно!

В мирной жизни В.Н.Матвеев был тоже человеком с большой буквы. Виктор Николаевич женился на Марии Куприяновой - жене брата, пропавшего без вести. Вернулся на железнодорожный транспорт. 12 лет был ревизором поезда, работал в депо электриком, помощником машиниста и машинистом паровоза, затем - тепловоза. Супруги Матвеевы воспитали двух дочерей Нину и Ларису. Старшую Нину я часто встречаю, общаюсь с её дочерями Галиной и Ольгой, знаю и внучку Ирину. И каждый раз не перестаю восхищаться той связью поколений, которой они дорожат и бережно хранят в своих сердцах.

Более десяти лет прошло с тех пор, как не стало Виктора Николаевича Матвеева. Было горько. В последний путь провожали благородство и простоту, провожали мечту о настоящем человеке. Но она всё равно жива. Ведь тепло руки Виктора Николаевича забыть невозможно, потому что любовь его детей, внуков и правнуков сильнее смерти, она неустанно напоминает о том, что в их семье был герой, символ советского человека - самоотверженного, волевого, идущего к поставленной цели. А главное, который всегда оставался человеком!

На снимке: В.Н.Матвеев (24 июня 1945 года).

Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ

Категория: К 70-летию Великой Победы | Просмотров: 1113 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close