16:10
В РУССКОЙ ГЛУБИНКЕ, ИЛИ РАССКАЗ ОБ ОДНОЙ ЧЕЧЕНСКОЙ СЕМЬЕ

Давнее правило морали - уважай обычаи и традиции других народов - особенно актуально сегодня, когда представители разных национальностей живут даже не на соседних улицах, а в одном доме, когда оживились международные связи и люди всё чаще путешествуют. Россия - многонациональное государство. Если говорить о Сонковском районе, то здесь проживают люди более 30 национальностей, среди которых и представители Чеченской Республики. А что мы с вами знаем о жизни этого народа? Много ли изменилось со времён воевавших на Кавказе Толстого и Лермонтова, оставивших нам описания экзотического быта горцев? С одной стороны, люди везде одинаковы: они так же любят и хотят быть счастливыми, с другой - всё-таки их жизнь существенно отличается от той, к которой привыкли мы. Предлагаю вам познакомиться с семьёй Цуцулаевых и окунуться в жизненный уклад чеченского народа.
       О ГОСТЕПРИИМСТВЕ, КОТОРОЕ В КРОВИ
   Ещё с порога дома я почувствовала аромат кавказской кухни, о которой так много слышала, но отведать которую никогда не приходилось. Вместе с Мадиной - улыбчивой и приветливой хозяйкой дома - навстречу мне выбежал мальчонка, как потом оказалось, младший сын Цуцулаевых с коллекцией насекомых: "Марша йог1ила! (Здравствуйте!) Вот что у меня есть! Нравится?" - сказал он, взяв меня за руку и заглядывая в глаза.
  "Основное правило чеченского этикета - потчевать гостя лучшими национальными блюдами. Так что проходите, пожалуйста, к столу!" - пригласила меня собеседница, в то время пока хозяин дома был на работе.
    Вот это да - гостя они встречают, не ужин, а целая свадьба!
    "У нас есть такая поговорка: князь еды жижи-галнаш фантастичен, как мираж! Поэтому предлагаю попробовать визитную карточку чеченского народа - жижи-галнаш - нехитрое блюдо, приготовление которого занимает около часа. Оно очень высококалорийное, потому как главный принцип горцев - один раз поел и на целый день можешь забыть о еде", - продолжила беседу Мадина.
   На большой красивой тарелке лежали только что сваренные галушки, а по краям - порезанное крупными кусками мясо. Рядом - золотисто-прозрачный бульон в пиале, чесночная подлива и зелень. Поверьте, вкус невозможно передать словами!
    "Наша кухня - это чепалгаш (хингалш) - лепёшки из пшеничной муки с творогом или варёной тыквой, сискал - лепёшки из кукурузной муки, то-берам - творожная масса, заправленная сметаной, баарш - рубец, блюда из черемши (дикого чеснока)… Но как бы то ни было, мы не злоупотребляем пряностями и острыми приправами, а готовим простую, сытную и полезную для здоровья пищу. Однако чеченские женщины способны удивить не столько оформлением и подачей блюд, сколько их неожиданными вкусовыми качествами", - говорит хозяйка.
   Как и положено, за столом я отламывала по кусочку от сискал. Это должно было послужить залогом успеха нашей беседы. И, поверьте, послужило!
       А РОДУ СВОЕМУ - ПОКЛОНЫ ДО ЗЕМЛИ!
   Село Герменчук (вот это село с населением 10000 человек!) - место, где живёт весь род обоих супругов. Это живописные кавказские пейзажи: высокие горы, где на вершинах не тает снег, холодные быстрые реки, цветущие сады... Село имеет тысячелетнюю историю, о которой мои герои могут рассказывать часами. Глава семьи Цуцулаевых - Джамбул вырос в многодетной семье: одиннадцать детей - шесть братьев и пять сестёр. Жизнь семьи была подчинена сельскохозяйственному укладу, все - от мала до велика - трудились на колхозных нивах и на личном подворье.
   "Наша семья всегда строго придерживалась чеченских правил и традиций. Отец и мама много работали, ведь нужно было прокормить большую семью. Помощь родителям - это было и есть нашей прямой обязанностью. С малых лет каждый из нас знал, что уважение к старшим - это непререкаемая истина. Например, если я или братья сидим за столом, то при появлении старших мы должны встать, проявляя своё почтение. Родители для детей - это святые люди. А семейные торжества и праздники должны проходить с участием всех родственников, соседей, друзей. И так шло испокон веков, передаваясь из поколения в поколение", - рассказывает Джамбул.
   Хозяина дома поддерживает и супруга: "С ранних лет родители приучали нас к соблюдению мусульманских традиций. Папа и мама учили молиться, знакомили с Кораном - священной для мусульман книгой. Так было в каждой семье. О важных жизненных истинах, что нельзя врать, враждовать, убивать, что нужно помогать ближнему, мириться друг с другом, мы узнали ещё в детстве. Родители на своём примере воспитывали нас добрыми, порядочными, честными людьми, а религия играла в этом отнюдь не последнюю роль".
   У чеченского народа заслуги и недостатки принято относить ко всей семье. Любой неблаговидный поступок заставит многих родственников "почернеть лицом", "опустить голову". О достойном поведении обычно говорят: "Другого от людей этой семьи нельзя было ожидать". Поэтому родители прививают детям качество "яхь", то есть здоровое соперничество - в смысле "быть лучше всех", а отсюда появляется непреодолимое желание прославлять свой род только добрыми делами.
        ЧЕСТНЫМ ПИРКОМ ДА И ЗА СВАДЕБКУ!
  После женитьбы старших братьев (и снова так положено!) настала очередь и Джамбула. Его встреча с молодой красавицей состоялась в момент сватовства.
   "У нас говорят, что если сватаются двое, то выбирай того, кто ближе. Мы всю жизнь прожили в одном селе, но как ни странно, не знали друг друга. Сначала согласие дали старейшины - бабушка и отец (дедушка на тот момент уже умер), а потом дело встало за мной. Знатный род, надёжный, скромный и трудолюбивый жених - главные причины для моего согласия, и день свадьбы был назначен", - с улыбкой вспоминает Мадина.
   Свадебные фотографии супругов вызвали у меня смешанные чувства: с одной стороны, это череда представлений с песнями, национальной музыкой и бесконечными танцами, с другой - родственные стороны порознь да и жениха нет!
  "Чеченская свадьба - яркое, колоритное событие с огромным количеством родственников жениха. Оно и начинается с дома жениха. Именно здесь собирается почётная делегация, миссия которой - привезти невесту в её новый дом. За ней отправляются мудрейшие - старики, с ними обязательно едет сестра жениха. К их приезду я была во всей красе. Были готовы и мои чемоданы с самым необходимым на первое время", - признаётся Мадина.
    На этом снимке запечатлён важный момент - брат жениха выкупает и забирает невесту - это говорит о добрых намерениях и уважительном отношении к её семье. А здесь красавицу-невесту он выводит из дома, куда она может вернуться только в качестве гостя. Кортеж трогается - и тут начинаются гонки! Каждая из многочисленных машин пытается занять место за машиной, в которой находится невеста. Это и престижно, и выгодно - в доме жениха таких лихачей ждёт дорогой приз: ковёр или отдельный почётный стол. Свадебный кортеж может остановиться для национальных танцев или для выкупа.
    Ещё одна фотография: родственница жениха угостила Мадину конфетой, это означает, что супругов ждёт сладкая жизнь. На пороге дома следующее испытание - войлочный ковёр и веник. При входе девушка могла перешагнуть их или убрать с дороги. Но моя собеседница всё аккуратно убрала, тем самым проявив сообразительность и хозяйственность.
  Следующий снимок - брат жениха отвёл невесту в дом и поставил её на самое почётное место - в празднично украшенный угол! 
"Да, именно там я провела свой самый главный день в жизни, - улыбается моя героиня. - Очень важным является испытание для невесты - обряд "развязывания языка". К ней подходят и, пытаясь разговорить, просят подать воды. Девушка должна быть немногословной. Скромное "приятного пития" - это и есть развязывание языка, за что каждый пришедший в дом мужчина одаривал меня деньгами. Чтобы первым в семье родился сын, мне на руки дали малыша, я потрепала его за щёчки и поцеловала".
   А здесь нарядную Мадину под музыку повели к воде. Сопровождающие бросили в водоём краюшку хлеба, в которой спрятана игла. Мужчины стреляли в хлеб до тех пор, пока он не рассыпался. После чего невеста, набрав воды, вернулась домой. Этот старинный обряд должен обезопасить молодую женщину от водяного, ведь она каждый день будет ходить за водой, а водяного уже приманили угощением и "убили".
    Гостей на свадьбе было не счесть, все пришли с подарками: женщины дарили отрезы материи, ковры, сладости, деньги, мужчины - деньги и баранов. А дальше - пир горой! Причём сторона жениха гуляла отдельно от родственников невесты. "Где же жених?" - спросите вы. А ему присутствовать на собственной свадьбе не положено. Поэтому и Джамбул в свадебных играх не участвовал, а находился в это время в кругу друзей.
               ВЕЛИКАЯ СИЛА ТРАДИЦИЙ
   Чеченцы издревле славятся своими красивыми обычаями, или, как они говорят, адатами. Каждому известно, что они не употребляют в пищу свинину, пять раз в день молятся и раз в год строго соблюдают Рамадан.
   "Традиции и обычаи - это неотъемлемая часть нашей повседневной жизни. Свод правил поведения столетиями складывался в обществе. Поэтому у нас, как и в любой чеченской семье, чтут и соблюдают законы, переданные старшим поколением. И если кто-то думает, что, живя в России, мы не придерживаемся этого, то он глубоко ошибается. Например, мы любим принимать гостей, и совсем не важно, какой они национальности, законы гостеприимства у нас в крови. За много лет жизни среди русских мы, конечно же, переняли некоторые привычки в еде здешнего населения, но всё-таки чаще, а особенно для гостей, готовим блюда национальной кухни. С хлебосольством связано у нашего народа и приветствие. Здороваясь, мы раскрываем объятия, то есть открываем сердце, выражая таким образом чистоту помыслов и искренность в отношении к человеку," - рассказывает Мадина.
    Очень важны для героев моего рассказа и религиозные мусульманские нормы. Рамадан - особый месяц в их жизни. Его ждут, к нему готовятся, воспринимая пост и как испытание, и как великую милость Всевышнего. Семья Цуцулаевых широко отмечает самые значимые и почитаемые религиозные праздники - праздник разговенья Ураза-Байрам, символизирующий завершение поста, длившегося в течение всего священного месяца, и праздник жертвоприношения Курбан-Байрам. Главным в жизни каждого человека они считают соблюдение пяти столпов ислама, которые для мусульман являются великими моральными нормами.
   Общеизвестно, что для чеченского народа характерны немногословие, неторопливость, осторожность в высказываниях и в оценках людей, выдержанность. Но, несмотря на это, Джамбул и Мадина оказались приятными собеседниками, для которых непоколебимым правилом является уважительное отношение и забота о старшем поколении, особенно о родителях. А на тех, в свою очередь, возложена ответственность за укрепление семейных уз и поддержание атмосферы согласия в семьях сыновей.
     "Взаимопомощь и поддержка характерны для нашего народа. У нас все друг за друга горой! Как говорится, карета скорой помощи не успеет доехать до больницы, как все родственники больного будут уже там! Традиция взаимной поддержки выработала в народе отзывчивость на чужое несчастье. Если в доме горе, то все соседи открывают настежь ворота, показывая тем самым, что горе соседа - его горе. Если в селе кто-то умирает, все односельчане придут в этот дом выразить соболезнование, оказать моральную поддержку, а если надо - и материальную помощь. Похоронные хлопоты у чеченцев полностью берут на себя родственники и односельчане", - говорит глава семейства.
  Особый разговор, на счёт которого есть полярные мнения, о роли женщины в чеченском обществе.
    "Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Это совсем не так! Да и потом не стоит забывать, что весь жизненный уклад девочка впитывает с молоком матери. Меня с детства приучали к тому, что женщина имеет особый общественный статус. Мужчина - хозяин дома, а женщина является хозяйкой очага, поэтому самое страшное чеченское проклятие - "чтобы погасло в твоём очаге пламя". По нашим обычаям, старших по возрасту чеченцы приветствуют только стоя. Если мимо проходит пожилая женщина, долг любого человека - встать и поздороваться первым. Позором считается неуважение к матери и её родственникам. Недаром в Коране говорится, что "рай лежит под ногами матери", - делится со мной хозяйка дома.
    И это лишь малая толика того, о чём мне поведали супруги, для которых чеченские традиции - это не свод рекомендаций, это то, чему человек следует и что выполняет добровольно и сознательно. Именно в этом  понятии - формула того, каким должен быть настоящий чеченец!
               В ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ - ИСЛАМ
    Помните, как у Льва Толстого: все счастливые семьи счастливы одинаково? И семья Цуцулаевых - одна из них. То, что у них трое детей, причём мальчиков - это не только большое счастье, но и великая гордость всего рода. Старшему Амирхану - 13 лет, Адаму - 12 и самому младшему Адлану - 6 лет. Заметьте, имена всех детей на букву А, но родители не сами называли детей - это право принадлежит родственникам мужа. Дети, как и родители, знают два языка - чеченский и русский, знают они и свои традиции. Дома обычно все говорят на чеченском (не случайно самый младший поприветствовал меня на своём родном).
    "Бесспорно, на становление характера и воспитание ребёнка влияет окружение и, в первую очередь, семья. И то, какие отношения в нашей семье, какие традиции неукоснительно соблюдаются нами, родителями, чему отдаются приоритеты и на что особенно обращается внимание - в дальнейшем и составит основу характера сыновей, которые по этому же образу и подобию выстроят свои дальнейшие отношения. Но как бы то ни было, главное, что лежит в основе воспитания наших детей, - это ислам - то, на чём воспитывались мы, наши родители, деды и прадеды", - говорит Мадина.
    Обучение сыновей в русской школе и посещение русского детского сада не мешает родителям держать ориентир на мусульманское воспитание. Супруги Цуцулаевы учат детей не запоминанию сухих фактов, а правильному поведению: что, как, а главное, почему они должны поступать именно так, а не иначе.
    "Дети будут почитать родителей и слушаться их так, как этого требуют нормы ислама лишь в том случае, когда они будут понимать то, что делают. Родители должны объяснить, что они могут совершить ошибку или не знать правильного ответа на вопрос, и в таком случае ребёнок имеет право услышать от них честный ответ! - поддерживает супругу глава семьи. - Одним словом, ислам - совершенный путь жизни!"
               В МАЛЕНЬКИЙ ПОСЁЛОК НА БОЛЬШОЙ КАРТЕ...
    15 лет назад Мадина отправилась в долгий и, как показывает время, счастливый путь за мужем, в далёкий посёлок Сонково, которого на карте мира и не сыщешь. Она долго не могла привыкнуть к жизни без тепла и солнца, тосковала по родственникам, которые остались в Чечне: "У нас на родине всегда тепло, там всё цветёт, урожаи снимают практически круглый год. А здесь столько снега, долгая зима, в апреле, а бывает, и в мае ещё снег. Природные катаклизмы, которые для русских не новость, теперь стали привычными и для нас!"
    "Мы никогда не чувствовали себя ущемлёнными, уважительно относимся к русским людям, к чему приучаем и своих детей. Недаром говорят, что оценивать человека надо по его делам, а не по национальности, - говорит Джамбул. - Мы зарабатываем своим трудом, занимаясь пассажирскими грузоперевозками. Маленький бизнес строили по кирпичикам. Здесь растут наши дети, здесь я провёл большую часть жизни, работая не покладая рук. В построении взаимоотношений с окружающими очень важно, как ты сам будешь себя вести. Когда я уезжал из родного дома сюда, в Тверскую область, где в посёлке Сонково трудились мои старшие братья, родители дали мне наказ: "Помни, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Уважай чужую культуру, традиции, чужое мнение". Этому наказу я всю жизнь и следую. Ведь все мы разные, но вместе мы - одна большая семья, которой нужно жить в мире, дружбе и согласии!"
    Хотят ли они вернуться на родину? Супруги переглядываются: "Если честно, тоскуем по ней - смотрим новости, переживаем, если в Чечне что-то не так. Но сейчас там отстраиваются города, посёлки, развита цивилизация, а главное, республика живёт мирной жизнью".
    Мы ещё долго беседовали о культурном наследии чеченского народа, его религии, находя сходства и различия с русской культурой и православием. И, знаете, я почувствовала неподдельный интерес к кавказской культуре - такой далёкой для нас и такой близкой для моих героев, в качестве пожелания от которых напоследок прозвучало: "Дала аьтто бойла шу!", что в переводе с чеченского означает: дай вам Бог удачи во всём!

 

Марина ЭНГЕЛЬГАРДТ

 

 

Категория: Люди земли сонковской | Просмотров: 2355 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close