14:30
РОДИЛАСЬ В БЕЛОРУССИИ, А СУДЬБУ ВСТРЕТИЛА В РОССИИ

Белоруссия - край глухих лесов, богатых грибами и ягодами, топких болот, красивых озёр, уникальной самобытной культуры, а ещё это - родина Елены Адамовны Прохоровой, жительницы села Кой.Во время нашей встречи уроженка белорусских полесий поделилась воспоминаниями о своих детских и юношеских годах, которые прошли в родной деревне Боровое Гомельской области.                          

Её отец Адам Никонорович работал шофёром в "Сельхозхимии", а мама Валентина Михайловна в "Леспромхозе" выполняла сезонную работу по сбору сосновой смолы (живицы), ягод, грибов. В семье Лагода (девичья фамилия Е.А.Прохоровой) кроме дочери росли два сына.

"Наша деревня была довольно многолюдной, - вспоминает Е.А.Прохорова. - В каждой семье подрастало от трёх до девяти детей. В деревенскую школу ходило 500 ребятишек. Детские годы, а следом и школьные пролетели быстро. И когда пришла пора выбирать профессию, я решила стать ветфельдшером, поэтому поступила учиться в Краснокутский зооветтехникум в Саратовской области".

В советское время молодых специалистов сельского хозяйства часто направляли на работу в Нечерноземье: агрономы, ветфельдшера, зоотехники, трактористы требовались в самых отдалённых от центральных усадеб населённых пунктах. Тогда уделялось большое внимание притоку молодых квалифицированных кадров для развития сельского хозяйства. Таким образом, в 1984 году, после окончания учебного заведения, Елена начала трудовую деятельность в колхозе имени Майорова Сонковского района. Заметив хорошие организаторские способности девушки, ей предложили работу в сельском Доме культуры.

Сначала Елена думала, что после отработки вернётся назад в родные края, но в Кою познакомилась с местным парнем Михаилом Прохоровым, и через год они поженились. Койские просторы стали для девушки из белорусского полесья второй родиной, где родились и выросли дочери - двойняшки Настя и Алина.

Прошло немало лет, но у Елены Адамовны сохранился особый говор, немного распевчатый, присущий людям тех мест, где она родилась. Из разговора с Е.А.Прохоровой я узнала много интересных белорусских обычаев, которые сегодня, к сожалению, почти забыты современной молодёжью.

Обряды и традиции

Белорусские обряды и традиции имеют много общего с обрядами других славянских народов. На белорусской земле проживало и проживает немало представителей русской, украинской, еврейской, польской и других национальностей. Но сегодня Елена Адамовна рассказывает о том, как игралась свадьба. Следует отметить, что её празднование происходило в каждом районе и области по-разному.

Впервые Елена участвовала в этом удивительном обряде, когда училась в седьмом классе. Её попросили стать "дружкой" на свадьбе у троюродной сестры, потому что в роли "дружки" могли быть лишь незамужние девчата и неженатые парни, причём нечётное число.

Белорусская свадьба ("вяселле") - уникальный обряд, имеющий глубокий смысл. Ни одно действие здесь не является случайным, все этапы тщательно продуманы и призваны принести счастье, лад и достаток в семью молодожёнов. Белорусскую свадьбу условно можно разделить на несколько частей: сватовство, предсвадебные обряды, сама свадьба, послесвадебные обычаи. Как правило, свадьба игралась сначала в доме невесты, потом в доме жениха. Начиналось всё со сватовства, на котором жених мог не присутствовать. Случалось, что сватам отказывали. Поэтому, чтобы избежать столь неприятной ситуации для семьи жениха, его родные заранее присматривались к избраннице и отношениям между молодыми.

"В наших краях для выкупа наряжали самодельными бумажными цветами маленькую ёлочку. Под ведущийся диалог между двумя сторонами происходил выкуп, "дружки" как бы торговались, - вспоминает Елена Адамовна, - и пели, к примеру, песню со словами: "Как мы ёлочку искали, истоптали чеботы (сапоги)…" И всё это сопровождалось всеобщим весельем, смехом, танцами и песнями… В доме жениха и в доме невесты пекли каравай. Выпекали его, как правило, замужние женщины, а незамужние девушки украшали, - продолжает Е.А.Прохорова. - Мне ещё довелось быть и "светёлкой" на свадьбе старшего брата. Светёлкой могла стать незамужняя младшая сестра. Может, это и почётно, но я, к сожалению, в течение всей свадьбы не могла ни потанцевать, ни куда-то ещё отлучиться, потому что сторожила свечи. Но об этом давайте по порядку. Крёстные со стороны жениха и невесты брали две большие восковые свечи, ставили их в объёмный глиняный горшок и зажигали, с горящими свечами обходили вокруг стола три раза и смотрели, как они горят: если свечи горели ровно и не тухли, то и семейный союз будет крепким. После такого свадебного ритуала - соединения свеч - их отдавали светёлке на хранение. А та, в свою очередь, должна была их хранить два дня.

Во время свадебного застолья жениха с невестой усаживали под образа в угол комнаты, а рядом - светёлку. Этот обряд примерно напоминает то, что происходит на русской свадьбе, где свидетели должны смотреть, чтобы во время праздника не украли невесту.

Во второй день свадьбы в доме невесты крёстные брали каравай и узнавали, какое за ней приданое. Затем все шли гулять в дом жениха. Его родители не участвовали в выкупе невесты и не гуляли вместе со всеми, но когда в их дом приводили будущую жену сына, они выходили на крыльцо с караваем на вышитом рушнике - полотенце. А народ пел: "Выйди, матухна, и погляди, какую невестку привезли!" И приданое невесты развешивалось на крыльце, чтобы все могли увидеть вышитые одеяла, подушки, полотенца, покрывала - всё то, что готовилось матерью, начиная с рождения дочери, а потом и дочерью.

Традиционный свадебный обряд - в прошлом

До сих пор современные женихи вносят своих любимых в дом на руках. Когда молодые выходят из загса, гости посыпают их зерном, лепестками роз, деньгами и конфетами. Обязательный атрибут наряда невесты - фата - тоже сохранился. Родители встречают жениха и невесту караваем. Молодые выпивают немного шампанского и бьют бокалы. Битьё посуды на свадьбе - к счастью. Сохранился и выкуп невесты - один из самых интересных и весёлых моментов свадьбы. В конце свадьбы невеста бросает букет: кто из девушек его поймает - следующей выйдет замуж.

Я выходила замуж, - рассказывает Елена Адамовна, - по сложившимся местным правилам: было и сватовство, и выкуп, и роспись в сельском совете, и свадебное гуляние. Могу сказать одно: как бы ни проходила свадьба, это событие очень значимое в жизни каждого человека, и главное, чтобы молодые были счастливы и пронесли свою любовь через годы. Это понимаешь, когда не один пуд соли вместе съешь, когда вырастут дети, родятся внуки.

Белорусская вышивка - украшение койского быта

Е.А.Прохорова много лет посвятила работе в Койском Доме досуга. За годы проживания здесь познакомилась с местными жителями, с их бытом. Моя героиня с детских лет росла в деревне, поэтому для неё не составляло труда встать рано утром, подоить корову, прибраться в доме, приготовить еду, вырастить овощи в огороде. Вся эта работа для неё давно стала привычной и необходимой. Но кроме этого, не забыто и рукоделие, передавшееся ей, как бы по наследству, от мамы. В вышивке крестом всё-таки прослеживаются белорусские мотивы, которые так похожи на русские. Елена Адамовна бережно хранит все вышивки, сделанные своими руками и руками матери. Их, кстати, можно увидеть, побывав в Койском Доме досуга, в комнате, где проходят занятия в кружке рукоделия. Яркие цветы, сочные краски, на которые невозможно не обратить внимания, к ним хочется непременно прикоснуться, а дотронувшись, ощущается особенное тепло, оставленное мастерицей.

"К сожалению, мои дочери не увлеклись вышивкой, - говорит моя собеседница, - но я с удовольствием могу поделиться своими навыками с желающими научиться этому рукоделию. А ещё я умею вязать. Вместе с библиотекарем Койской сельской библиотеки Е.В.Никифоровой ведём кружок по рукоделию".

Свекровь Елены Адамовны - Валентина Сергеевна Прохорова - местная рукодельница, умеющая шить верхнюю и лёгкую одежду для женщин и мужчин, стегать ватные одеяла, вязать и вышивать. Сегодня В.С.Прохоровой далеко за восемьдесят, но в руках этой трудолюбивой женщины обычные иголка с ниткой становятся волшебными. Её изделия не раз демонстрировались на выставках в посёлке Сонково во время празднования Дня района и находились в центре внимания у посетителей. Так что невестка - Елена Адамовна, войдя в дом мужа, дополнила белорусские мотивы рукоделия русскими, научилась у свекрови и новому.

Койские просторы стали родными

Супруги Прохоровы вместе 26 лет. Они вырастили дочерей, участвуют в воспитании внуков. Для них семья - это самое дорогое, что есть на земле. В семейной жизни случается разное, но главное - не горячиться с принятием решений. Елена Адамовна - добрый, отзывчивый человек, гостеприимная хозяйка, любит готовить. Остались незабытыми и простые блюда из её детства, которые делала мама моей героини. Например, "клячики" из картофеля. Картошку надо натереть на мелкой тёрке, слить сок, добавить яйцо, соль, затем слепить котлетки, а в середину положить фарш и слегка обжарить с обеих сторон. Обжаренные "клячики" сложить в кастрюлю и тушить до готовности в духовке или в печи. Подавать тёплыми со сметаной или с любым соусом.

Рассказывая о Е.А.Прохоровой, невозможно обойти стороной сферу её трудовой деятельности. 26 лет Елена Адамовна работает в сельском Доме досуга. Вместе с библиотекарем Е.В.Никифоровой организуют и проводят различные мероприятия, стараются сделать интересным досуг односельчан, придумывают что-то новенькое, чтобы люди могли отдохнуть душой, отвлечься от повседневныхдел и забот. Елена Адамовна и Елена Викторовна активно участвуют и в районных мероприятиях. Две Елены, несмотря на трудности нынешнего деревенского быта, стараются жить с оптимизмом, быть, что называется, на позитиве, делиться этим настроем с окружающими. Кстати, этих двух женщин объединяет ещё и то, что обе они родом из Белоруссии, но из разных мест. Наверное, в жизни, действительно, ничего не происходит случайно. И, оказавшись вдали от родных мест, они встретились в селе Кой, чтобы стать не только хорошими подругами, но и коллегами по работе.

"Мы давно уже стали койскими, - говорит Е.А.Прохорова, - здесь прошли наши самые лучшие годы, здесь столько пережито и всё стало до боли родным. Да и работа в местном Доме досуга также оставила в душе много добрых воспоминаний, а сколько было проведено ярких, запоминающихся мероприятий! Одним из них являлось празднование в селе Кой 230-летия со дня рождения А.П.Куницына, ставшее событием районного масштаба. И сейчас можно сказать, что работать с людьми мне интересно, и это тоже смысл моей жизни. Нас так воспитали наши родители: жить среди людей честно, по доброму относиться к ним. И хотя корни мои остались в Белоруссии, душа уже давно поселилась здесь, где я нашла свою единственную судьбу".

 Галина ТОКИНА

Категория: Люди земли сонковской | Просмотров: 635 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar