09:57
ИНТЕРВЬЮ С МИНИСТРОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ ЕЛЕНОЙ ВЯЧЕСЛАВОВНОЙ ХОХЛОВОЙ

- Елена Вячеславовна, с вступлением в силу 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" изменились подходы к оказанию помощи льготным категориям граждан. На коллегии Вы дали достаточно глубокий анализ уже наработанной в первом полугодии практики реализации закона. Скажите, пришли ли на площадку оказания социальных услуг частные структуры, общественные организации?

- Пока подобных обращений к нам не было, хотя 442 закон и создал предпосылки для развития негосударственного сектора в социальной сфере на основе равного доступа на рынок государственных и негосударственных организаций. Насколько я знаю, аналогичная ситуация в большинстве субъектов страны, как свидетельствует статистика, частный сектор составляет лишь тысячные доли процента в общем числе социальных учреждений России. Думаю, даже те, у кого и появлялись подобные намерения, после ознакомления со всеми нормами и требованиями, которые необходимо соблюсти при организации учреждений соцобслуживания, отказываются от подобных бизнес-идей.

- А как продвигается работа по выполнению поручения Президента РФ о ликвидации к 2018 году очереди в стационарные учреждения социального обслуживания?

- Давайте для начала определимся с цифрами. В системе социальной защиты населения Тверской области сегодня функционирует 41 стационарное учреждение социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов с общей коечной сетью 4684 койко-места. В их числе:

* 3 дома-интерната для престарелых и инвалидов большой вместимости на 1303 койко-места;

* 1 специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов на 105 койко-мест;

* 8 психоневрологических интернатов на 2412 койко-мест;

* 1 дом милосердия на 40 койко-мест;

* при 28 комплексных центрах социального обслуживания населения 30 стационарных отделений для престарелых и инвалидов на 824 койко-места.

Мы выполнили поручение Президента Российской Федерации по переселению граждан из пожароопасных ветхих и аварийных деревянных зданий. И при этом в Тверской области очереди на стационарное обслуживание нет, нет её и в психоневрологические интернаты. Этому способствовали принятые управленческие решения по перепрофилированию ряда учреждений и созданию на их базе интернатов психоневрологического профиля. Так, в 2012 году был открыт Кимрский психоневрологический интернат на 301 койко-место. Должна отметить, что в регионе совместно с Пенсионным фондом Российской Федерации реализуется программа по укреплению материально-технической базы стационарных учреждений соцобслуживания, что также даёт возможность увеличить количество мест в стационарных учреждениях. Тема эта находится на контроле у губернатора, у куратора отрасли. Они регулярно посещают социальные учреждения этого типа. Андрей Владимирович Шевелёв и Светлана Валентиновна Вержбицкая познакомились с работой всех психоневрологических интернатов.

- С теми, кто проживает в стационарах, всё более или менее понятно. Но ведь большая-то часть пожилых проживают либо в семьях, либо одиноки. Какой подход используется в организации работы по их поддержке?

- 442 Федеральный закон обозначил необходимость дифференцированного подхода к определению форм социальной поддержки - социальная поддержка со стороны государства должна оказываться только тем, кто действительно в ней нуждается. Ни для кого не секрет, что сегодня пожилые люди являются самой быстро растущей возрастной группой населения не только в Тверской области, но и в большинстве регионов страны. А отсюда растёт спрос данной категории граждан на социальные услуги. Думаю, что мы поступаем правильно, когда продолжаем работу по внедрению стационарозамещающих технологий для пожилых людей и стремимся создать условия для их проживания в привычной, родной для них обстановке. Для этого развиваем систему социальной помощи на дому. Почти 8 тысяч пенсионеров сегодня находятся у нас на социальном обслуживании и получают комплекс услуг в соответствии с базовым перечнем. Кто-то из них заинтересован в предоставлении дополнительных услуг, это также возможно, но за все услуги за пределами базового перечня производится оплата.

Мы постоянно проводим мониторинг потребностей пожилых людей, чтобы понять, в каком направлении работать. Современные пенсионеры нуждаются не только в социально-бытовом обслуживании, но и в комплексе психологических, образовательных, культурно-досуговых услуг. Предоставить им такие услуги - значит продлить автономную независимую жизнь пожилых людей, улучшить их социальное самочувствие, способствовать социальной адаптации. И мы во многом изменили традиционные формы работы с пожилыми гражданами и инвалидами, ввели новые. Одна из востребованных форм-программа "Бабушка, дедушка онлайн". По ней в Твери уже обучилось более 800 человек. Открыты классы на территориях и других муниципальных образований Тверской области (Кашин, Вышний Волочёк, Ржев, Пено, Конаково, Осташков). Планируется начать обучение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста в Бологовском и Калязинском районах.

Пенсионеры учатся работать на компьютере, осваивают Интернет, заводят новые знакомства. Выпускники курсов активно регистрируются в социальных сетях, на различных форумах и чатах, ведут блоги, общаются с представителями органов власти. Для многих это также возможность общаться с родственниками и знакомыми, которые живут в других городах.

На территориях городов Ржев, Осташков, Тверь внедрена ещё одна новая форма - межрайонный "Университет третьего возраста".

В Кимрах, Калязине, Западной Двине, Весьегонском и Калининском районах - мобильная библиотека на дому "Книга в каждый дом", в Кашине, Бежецке, Красном Холме, Сонковском, Фировском районах при комплексных центрах открыты "Школы ухода за пожилыми людьми".

- Сегодня в центре внимания и Президента Российской Федерации, и губернаторов регионов - вопросы реализации Концепции государственной семейной политики до 2025 года, на всех уровнях подчёркивается важность господдержки семей с детьми. Какие меры, действующие в регионе, Вы бы могли отметить как наиболее значимые?

- Несомненно, это меры социальной поддержки многодетных семей. Самая ресурсоёмкая - ежемесячная денежная выплата при рождении (усыновлении) после 31 декабря 2012 года третьего ребёнка или последующих детей.

На 01.07.2015 года выплата предоставляется 3917 семьям, это 75% от количества рождённых детей за период действия новой меры социальной поддержки (с 01.01.2013 года - 5173 детей).

Размер ежемесячной денежной выплаты составляет 8217 рублей. Ещё одна из мер - региональный материнский капитал. На 01.07.2015 года выдано 805 свидетельств, 658 реализованы. Нагрузка на бюджет по данной мере поддержки в 2015 году составит 41 миллион 707 тысяч рублей. Получателями детского пособия являются 25526 человек, из областного бюджета на это расходуется ежегодно около 145 миллионов рублей.

С 2013 года организована работа по назначению и оказанию государственной социальной помощи на основе социального контракта. С его помощью семья может существенно повысить свой доход. Социальный контракт заключается с малоимущими гражданами, которые сами предпринимают активные действия, чтобы выйти из трудной жизненной ситуации. В таком случае им оказывается помощь на приобретение техники, какого-либо оборудования, что позволяет семьям с использованием собственного ресурса существенно поднять доходы и впоследствии выйти на самообеспечение. Всего за период с октября 2013 по настоящее время заключено 92 социальных контракта, на реализацию которых выделено из областного бюджета 7652,7 тысячи рублей, из них в 1 полугодии этого года заключено 36 социальных контрактов на сумму 2173,6 тысячи рублей.

Мы постоянно работаем над усовершенствованием системы защиты прав детства. И здесь у нас две глобальные задачи: предотвратить деградацию семьи, для этого создана инфраструктура профилактической работы с ранними признаками семейного и детского неблагополучия. И вторая задача - обеспечение воспитания ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в семье. Особое внимание выделяется развитию семейных форм устройства детей.

В замещающих семьях сейчас на воспитании находятся 4032 ребёнка.

Ещё один важный вопрос - вопрос обеспечения жильем детей-сирот. Сейчас в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, состоят 1516 человек, в том числе 856 в возрасте 18 лет и старше, у которых возникло право на обеспечение жильём.

Конечно, это серьёзная ответственность и большие денежные затраты - в областном бюджете на эти цели предусмотрено 300997,1 тысячи рублей, из них 246629,5 тысячи рублей из средств областного бюджета, 54367,6 тысячи рублей из средств федерального бюджета. На данные средства ведётся работа по приобретению 287 единиц жилья, из которых уже 120 единиц жилых помещений приобретено, оформлено в собственность и передано лицам из числа детей-сирот по договорам найма.

- Всё это замечательно, но у государственной поддержки есть и другая сторона, о которой, как правило, не принято говорить. Чем весомей помощь, тем больше заметны иждивенческие настроения. Можно ли это как-то предотвратить, как Вы считаете?

- Прежде чем ответить на Ваш вопрос, прибегну к цифрам. Областной бюджет Тверской области сохраняет свою социальную направленность. В настоящее время в области предоставляется 57 видов социальных выплат, 39 из них - за счёт областного бюджета. Свыше 500 тысяч жителей региона, то есть почти каждый третий - получатель социальных выплат, пособий, компенсаций. Объём средств, предусмотренных в бюджете на эти цели, составляет более 6 миллиардов рублей, в том числе средства областного бюджета - более 4 миллиардов рублей. Наиболее ресурсоёмкие выплаты - ЕДК на оплату ЖКУ федеральным льготникам - (1 миллиард 135 миллионов рублей); ЕДВ региональным льготникам (1 миллиард 336 миллионов рублей); субсидии на оплату ЖКУ (около 1 миллиарда рублей).

Таким образом, сегодня государство, региональная власть делают немало для того, чтобы поддержать тех, кто в помощи нуждается. Но потребительское отношение к государству пока, к сожалению, сохраняется. На уровне государства в целом подход к социальной поддержке меняется, внедряется принцип адресности, взаимных обязательств, вводятся критерии нуждаемости, социальные услуги предоставляются социально уязвимым категориям населения. Но потребность в защите и поддержке остаётся. Чего греха таить - в нашей практике достаточно много случаев, когда родители бросают своих детей, когда взрослые дети отказываются от своих родителей и выселяют их из жилья. И государство берёт на себя ответственность и оказывает помощь тем, кто в силу возраста или состояния здоровья не может работать и обеспечивать себя самостоятельно. Преодоление социального иждивенчества следует начинать с формирования социальной ответственности, основы которой закладываются в семье. Пожалуй, в этом ключе необходимо закреплять в головах людей мысль о том, что человек сам ответственен за свою судьбу и судьбу своих близких, что забота о попавшем в беду человеке - в первую очередь, святая обязанность его семьи.

- Какие основные задачи поставлены перед отраслью на этот год?

- Губернатором области Андреем Владимировичем Шевелёвым перед нашим министерством поставлены две основные задачи.

Во-первых, повышение уровня жизни социально уязвимых групп населения.

Во-вторых, обеспечение качественными и доступными социальными услугами всех, кто в них нуждается. И сотрудники отрасли стараются эти задачи исполнять.

- Спасибо Вам, Елена Вячеславовна, успехов Вам и всем сотрудникам отрасли на ниве служения людям.

Беседовала Галина Рэд

Категория: Важно знать | Просмотров: 1237 | Добавил: klinova | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
close